Владивостокская таможня возбудила четыре уголовных дела, связанных с ввозом в нашу страну автотранспортных средств, декларируемых под видом запчастей. Проще говоря, распилов. Эту сенсационную (без иронии) новость сообщил «В» начальник Владивостокской таможни полковник таможенной службы Леонид Канин. Дело в том, что подобных криминальных прецедентов на памяти местных таможенников еще не было. Даже в 2009 – 2012 годы – во времена массового завоза распилов из Японии через дальневосточные порты.
Под видом целого
Ввоз иностранной автотехники, прежде всего японского секонд-хенда, резко сократился за последние 2-3 года, что наглядно демонстрируют опустевшие ряды владивостокского авторынка «Зеленый Угол». По словам Леонида Канина, основная тому причина – повышение таможенных пошлин и рост курса евро. Расчет таможенных пошлин идет в этой международной валюте.
– На мой взгляд, очень сильно на ввоз подержанных автомобилей (в сторону снижения) повлияла продажа новых авто через дилерские центры известных иностранных компаний. За последние пять лет их очень много появилось во Владивостоке. В центре есть скидки, рассрочка, вы видите свою машину и даже можете на ней прокатиться. А если вы как физическое лицо покупаете машину в Японии на аукционе, то разница в цене будет разительная. Причем не в пользу бэушной машины. Приобретение на аукционе – это покупка наудачу, где возможны скрытые дефекты, – говорит полковник таможенной службы Леонид Канин.
Тем не менее автомобили и все, что с ними связано, – традиционная номенклатура товаров для Владивостокской таможни. И отдельные недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности по-прежнему пытаются беспошлинно провезти товары через границу.
Задержание во Владивостоке 52 автомобильных кузовов с дефектами – совместная операция Владивостокской таможни и Управления ФСБ России по Приморскому краю. Как было установлено оперативным путем, известная российская компания, зарегистрированная во Владивостоке, заключила с японской фирмой внешнеторговый договор на поставку товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, куда входит и Россия.
«Автомобильные кузова с дефектами» прибыли из Страны восходящего солнца летом этого года. В декларациях, поданных на Первомайский таможенный пост и таможенный пост Морской порт Владивосток, груз значился как «запчасти автомашин, бывшие в употреблении: части кузовов с отпиленной передней частью». Согласно коду товара, определенного декларантом на день подачи декларации, ставка ввозной таможенной пошлины соответствовала 5 процентам.
Однако таможенный досмотр и последующая экспертиза показали: декларируемые товары – не бэушный металлолом, а кузова легковых автомобилей с наличием небольших дефектов. Которые нетрудно восстановить. Налицо попытка уклонения от таможенных платежей недобросовестным импортером. Таможня приняла решение отнести груз к иной товарной позиции и, соответственно, повысить ставку таможенной пошлины до 2907 евро за кузов. При изменении ставки общая сумма уклонения от уплаты таможенных пошлин составила 12,9 миллиона рублей. По факту уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере были возбуждены четыре уголовных дела.
– Тема распилов не умерла, – уверяет Канин. – Сегодня она, конечно, не так активно работает. Ведь если раньше можно было вполне легально поставить распилы на учет в Госавтоинспекции, то сейчас это сделать сложнее.
По словам полковника таможенной службы, задержанная партия явно предназначалась для последующей продажи, в том числе и на авторынке «Зеленый Угол». Многие распилы наверняка привезены под заказ с предварительной оплатой. Поэтому ожидается сильное противостояние хозяина товара, который вложил в него немалые деньги. Тем не менее начальник Владивостокской таможни уверен: эти уголовные дела будут доведены до логического конца, то есть до передачи их в суд.
– В данной схеме действует определенная группа лиц, которую надо установить. Причем работает давно, годами, – подчеркнул Леонид Канин. – Формально мы знаем, кто подавал декларацию, на кого был оформлен груз, но надо еще доказать корыстный умысел этого лица в совершении преступления, что он пытался с помощью этой хитрой схемы уйти от уплаты таможенных платежей, пытаясь сэкономить почти 13 миллионов рублей.
По-прежнему под запретом
Напомним, что впервые о распилах заговорили после введения в январе 2009 года запретительных пошлин на ввоз в РФ подержанных иномарок. Это была одна из неуклюжих попыток нашего правительства отвадить население Дальнего Востока от правого руля. Что, естественно, повергло в ступор местный автомобильный бизнес. Но ненадолго. Наши находчивые предприниматели быстро нашли выход из этой, казалось бы, тупиковой ситуации: стали привозить из-за моря машины, распиленные на несколько частей, оформляя их на таможне как запчасти. Чтобы уйти от грабительских таможенных пошлин. После чего из распилов в каком-нибудь гаражном боксе сваривались цельные машины. Как правило, «новорожденные» авто оформлялись, то есть получали паспорт транспортного средства (ПТС), в Ингушетии, Республике Бурятия, Еврейской АО, Хабаровском крае, Сахалинской, Московской, Читинской, Иркутской областях. Где сотрудники ГИБДД были сговорчивее своих коллег из Приморья. Естественно, небезвозмездно. А машины тем временем дожидались документов во Владивостоке.
После получения ПТС легализованные распилы пригонялись (или не пригонялись) в подразделения Госавтоинспекции Приморского края, там их уже на законном основании ставили на учет, меняли ПТС чужого региона на ПТС с кодом Приморского края, выдавали госномера и продавали на авторынках либо в Уссурийске, либо на «Зеленом Углу» во Владивостоке. Покупателя, конечно же, никто не предупреждал, что за «шкатулку с секретом» ему втюхивают. Кстати, жалоб на качество и безопасность авто «домашней» сборки официально не зарегистрировано. Не отразились они и на статистике ДТП.
Между тем, как только в Приморье появились машины, восстановленные из распилов, правоохранительные органы сразу взяли их на заметку. Во-первых, это транспортные средства, не прошедшие таможенное оформление в установленном порядке. По большому счету, у этих машин криминальное происхождение. Во-вторых, распилы в отличие от конструкторов не имеют права на передвижение по дорогам России без свидетельства безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Это черным по белому прописано еще в 2000 году в знаменитом приказе МВД России № 1240, регламентирующем внесение изменений в конструкцию ТС. Со дня рождения данного документа прошло 16 лет, но он не отменен и по-прежнему в силе. Поэтому распилы в соответствии с существующим в нашей стране техническим регламентом честным путем никогда не получат СБКТС. То есть передвигаться по дорогам России на них нельзя. Они могут ржаветь в гараже, стоять в огороде в качестве пугала или на фазенде вместо дачного домика – это пожалуйста. Здесь ни СБКТС, ни ПТС не нужны.
Кстати, многие граждане полагают, что таможня должна вообще поставить запрет распилам. Но это не так. Гражданин, купивший за границей запасную часть для машины, то же крыло или даже кузов, имеет право на его ввоз в Россию. Но только заплатив соответствующую пошлину.