В пятницу агентство S&P, понизившее рейтинг России до «мусорного» уровня, может пересмотреть свою оценку. При этом аналитики не ожидают изменений, ссылаясь на то, что Россия так и не решила главные проблемы, сообщает РИА VladNews со ссылкой на РБК.
В пятницу рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) может пересмотреть долгосрочный кредитный рейтинг России, который сейчас находится на «мусорном» уровне. Представитель S&P подтвердил, что решение намечено на 16 сентября. Агентство сохранит рейтинг на прежнем уровне, полагают десять экономистов, опрошенных изданием. Трое из них считают, что максимум, на что можно рассчитывать, — это пересмотр прогноза с негативного на стабильный.
S&P в январе 2015 года снизило рейтинг России до BB+, ниже инвестиционного уровня с негативным прогнозом. Прежний рейтинг был BBB-. Объясняя свое решение, S&P сообщало, что денежно-кредитная политика России становится менее гибкой, перспективы экономического роста ослабляются. Кроме того, агентство учитывало риски того, что внешние и финансовые ограничения будут увеличиваться в связи с внешним давлением и увеличением государственной поддержки экономики. «Мы считаем, что ЦБ вынужден принимать все более и более сложные решения в том, что касается денежно-кредитной политики, в то же время пытаясь поддерживать устойчивый рост ВВП», — отмечали аналитики S&P.
Moody's подтвердило рейтинг России с негативным прогнозом в апреле, Fitch в июле — на уровне «BBB-» c «негативным» прогнозом. Fitch сообщило, что рассмотрит вопрос о негативном рейтинге России не позднее марта 2017 года. Минфин не ответил на запрос журналистов.
Подвели институты и санкции
S&P подтверждал «мусорный рейтинг» России с негативным прогнозом дважды в 2015 году — в апреле и октябре, и один раз в этом году — в марте. В последнем рейтинговом комментарии агентства говорилось, что S&P ожидает сокращения ВВП на 1,4% и умеренного роста экономики в следующем году. Но при этом S&P замечало, что ограниченный доступ к внешнему финансированию может возобновить давление на валютные резервы России, что также может подорвать экономическую активность в корпоративном и банковском секторах. Среди негативных факторов, влияющих на российский рейтинг, также называлась слабость политических институтов. На экономику давит снижение покупательной способности. Кроме того, S&P учитывал и сохраняющийся в отношении России санкционный режим.
На этот раз, скорее всего, агентство возьмет паузу и будет ждать дополнительного статистического подтверждения показателей по итогам трех-четырех кварталов, а также изменений в бюджете страны как в 2016 году, так и на ближайшие годы, говорит эксперт Александр Полютов.
Основные негативные факторы, которые влияют на рейтинг, никуда не делись: сохранение западных санкций, слабые перспективы роста экономики, низкие цены на нефть и отсутствие значимых институциональных реформ, перечисляет другой эксперт Виталий Багаманов. Главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Полевой добавляет к негативным факторам и неопределенность бюджетной политики. «Наиболее важным неразрешенным вопросом остается сбалансированность федерального бюджета, который из-за падения цен на нефть недополучает доходы — в результате формируется значительный размер дефицита, который без секвестра и дополнительных доходов может заметно превысить утвержденный объем. В этом случае есть риски израсходования Резервного фонда, что снижает финансовую гибкость правительства в последующие годы, в случае низких цен на нефть, и несет риски для рубля», — добавляет Полютов.
Аналитик по рынку облигаций Денис Порывай напоминает, что, по оценке Центробанка, положительное сальдо текущего счета платежного баланса по итогам января—августа составило $14,8 млрд (в три раза меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Долговая нагрузка государства и объем резервов — на эти факторы опирается S&P при пересмотре рейтинга — также не показали каких-либо значимых изменений.
Аналитик Виктор Веселов отмечает, что основной причиной оставить рейтинг без изменений, на которую может сослаться агентство, может быть политический риск. Старший вице-президент Moody's Кристин Линдоу в четверг, 15 сентября, комментируя прошлые рейтинговые действия своего агентства в отношении России сказала, что по кредитному профилю России, помимо рецессии, ударила и высокая чувствительность страны к геополитическим рискам. «Вторичной причиной рецессии стало введение международных санкций США, ЕС, Японией и другими в ответ на аннексию украинского Крымского полуострова», — цитирует ее Reuters.
S&P продолжит утверждать, что хотя Россия успешно выдержала испытание кризисом, сохраняются внешние риски, связанные с динамикой цен на нефть и повышением процентных ставок в США. При этом акцент, скорее всего, сместится с критических высказываний по поводу внешних факторов и денежно-кредитной политики к замечаниям в адрес фискальной политики, не исключает главный экономист Citi в России, Украине и Казахстане Иван Чакаров.
Позитивные факторы
Главный экономист Credit Suisse по России Алексей Погорелов и старший аналитик банка «Уралсиб» Ольга Стерина не исключают, что S&P может пересмотреть прогноз с негативного на стабильный. Одним из аргументов может быть общая стабилизация макроэкономических показателей, поясняет Погорелов. «Последний раз, когда в марте был подтвержден рейтинг, S&P ожидали сокращения экономики России в этом году на 1,4%. Сейчас этот прогноз кажется довольно пессимистичным», — добавляет Стерина. По прогнозу «Уралсиба», ВВП в этом году снизится на 0,3%. Согласно новым расчетам Минэкономразвития, падение экономики составит 0,5–0,7%, заявил 8 сентября директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Кирилл Тремасов.
В следующем году стоит ждать «общего макроэкономического восстановления», экономика может вырасти на 1–1,5% при цене на нефть от $40 до $50, а инфляция продолжит снижаться благодаря жесткой политике ЦБ, говорит главный экономист Renaissance Capital по России Олег Кузьмин. Если экономика России стабилизируется и перейдет к плавному росту, то S&P сможет улучшить прогноз по российскому рейтингу, но только в следующем году, не исключает Владимир Харченко из ИФД «Капиталъ».
Виталий Багаманов из «БКС Ультима» ожидает сохранения и рейтинга, и прогноза на текущем уровне. При этом в числе позитивных факторов, на которые S&P обратит внимание при принятии решения о смене прогноза на нейтральный или позитивный, он называет сохранение низкого уровня госдолга по отношению к резервам и ВВП и возможное снижение ставки со стороны ЦБ. Совет директоров ЦБ примет решение по ставке, которая сейчас составляет 10,5%, на заседании 16 сентября. 19 из 22 опрошенных РБК аналитиков ожидают, что она будет понижена до 10%.
Также среди позитивных факторов — сокращение оттока капитала (по данным ЦБ, за восемь месяцев, он уменьшился в пять раз, до $9,9 млрд); кроме того, с момента последнего пересмотра рейтинга в России выросли цены на нефть, указывает Денис Порывай. По данным Минфина, средняя цена на нефть Urals с 15 августа по 14 сентября составила почти $45,5 за баррель против мартовских $36,53.
Стерина добавляет, что при принятии решения S&P будет смотреть на размер дефицита федерального бюджета. «Несмотря на его заметный рост, Минфин надеется сохранить его на уровне 3,2% ВВП в текущем году, что для России, конечно, высокий показатель, но в сравнении с другими странами это значение приемлемо», — говорит она.
Рынку безразлично
Большинство опрошенных аналитиков считают, что повышение прогноза по рейтингу не повлияет на рынок либо влияние будет минимальным. Стоит учитывать, что Россия и так торгуется как страна с инвестиционным рейтингом и, как минимум, стабильным прогнозом, говорит Кузьмин. Пересмотр прогноза никак не повлияет на валютный рынок, так же как и на рынок долга, считает Алексей Погорелов. «Оба рынка торгуются без оглядки на рейтинговое агентство. Только повышение рейтинга может оказать влияние на стоимость российских активов, при этом краткосрочное», — подчеркивает он. «Судя по впечатляющей динамике российских евробондов, рынок не сильно обеспокоен сохранением «мусорного» рейтинга. Как говорится, инвесторы голосуют деньгами, даже с учетом того, что часть спроса на валютный долг исходит от локальных игроков», — добавляет Дмитрий Полевой.
Россия разместила в этом году десятилетние евробонды на $1,75 млрд, и несмотря на то, что сначала размещение прошло с некоторой премией ко вторичному рынку из-за проблем с расчетами в Euroclear, со временем выпуск был допущен к системе расчетов Euroclear и премия была нивелирована, добавляет Ольга Стерина.
Виталий Багаманов не ожидает значимого роста рубля в случае улучшения прогноза: «На рынок и так уже пришли «горячие» деньги хедж-фондов, которые подогрели спрос на российскую валюту. В основном сейчас оказывают видимое воздействие цены на нефть и словесные интервенции ЦБ. Доходности по госдолгу снизятся, но эйфории не будет — в госдолг не могут вкладываться клиенты западных инвестбанков, кроме того, текущие премии, которые дают бумаги России, уже достаточно скромны по сравнению с другими странами рейтинга такого же рейтинга».