Браконьерство на Дальнем Востоке России приняло угрожающие размеры, сообщает РИА VladNews со ссылкой на пресс-службу Россельхознадзора Приморья. И речь здесь не о индивидуальном рыболовстве, а о четко отлаженной подпольной ловле рыбы в промышленных масштабах.
Ведомство предупреждает: для того, чтобы меры борьбы с преступниками стали действенными, необходимо ввести систему электронной ветсертификации (в России ее введение запланировано на начало 2018 года). Существующий сегодня бумажный ветдокумент позволяет преступникам обойти закон и легализовать уловы рыбы браконьерского промысла.
По данным Генпрокуратуры, в 2014 году на Дальнем Востоке ущерб только от выявленных полицией преступлений браконьеров составил около 711 миллионов рублей, в 2015-м - 740 миллионов. При том, что вся выручка рыбной отрасли на Дальнем Востоке в прошлом году составила 154 миллиарда рублей.
В 2016 году подпольная добыча красной рыбы началась с середины мая - в то время, как официальная путина стартовала на Камчатке 1 июня. В середине последнего весеннего месяца на рынках Дальнего Востока появилась чавыча. Аналогичная ситуация с симой: ее промышленного лова нет почти нигде - при этом она в открытую продается в огромных количествах как на рынках, так и в магазинах.
В конце мая Южно-Сахалинский городской суд признал виновной российскую компанию «Поларис» в незаконной рыбной ловле. Судно «Регул» данной компании было задержано пограничниками с незаконно добытой рыбой на борту. Данная фирма занимается добычей трески, палтуса, окуня, камбалы, наваги, краба и минтая. И она уже трижды была осуждена за нарушения закона.
А в конце июля пограничники поймали работников одной из рыбодобывающих компаний на крупном браконьерстве: вылове лососей в промышленных объемах. Руководство и работники предприятия ночью перекрыли одну из рек и организовали незаконную добычу горбуши. В кузове стоявшего неподалёку автомобиля находилось 10 тонн незаконно добытой рыбы.
Замруководителя Россельхознадзора Николай Власов объяснил нынешние проблемы бумажного документооборота, который позволяет практически легализовывать браконьерство, тем, что во времена СССР, в рамках единой госветслужбы проводились перекрестные проверки бумажных ветдокументов по мере необходимости. Таким образом поддерживалась эффективность системы ветнадзора. С развалом СССР и последующей фрагментацией госветслужбы по субъектам, деградацией материально-технической базы и падением узарплат ветспециалистов резко ухудшилась ситуация в сфере пищевой безопасности, а фальсификация продукции приняла огромные масштабы. Фрагментированная госветслужба субъектов РФ попала «под пяту» местных экономических интересов и стала обслуживать эти интересы.