В интервью РИА VladNews епископ Иннокентий (Ерохин) рассказал о своей нелегкой работе, выборе жизненного пути, материальной стороне жизни священников, социальной работе и о том, что доставляет ему радость.
- Владыка, Вы уже шестой год как стали епископом Уссурийским и викарием Приморской митрополии. Что стало для Вас неожиданным после назначения? С какими трудностями пришлось столкнуться?
- С одной стороны, многое, чем я занимался до этого - осталось. С другой стороны, многое и прибавилось. Неожиданным оказалось то, что люди стали ко мне по новому относиться - где-то осторожнее, где-то внимательнее, учтивее. Потому что начальник. А трудность в том, что теперь приходится учитывать возможные последствия сказанных мною слов.
- Ваш предшественник - епископ Сергий (Чашин) - был фигурой известной. О нем был наслышан каждый. Однако на его фоне вы кажетесь фигурой таинственной. Почему?
- Причина "таинственности" кроется в том, что я на своем посту загружен административной работой. На столе масса бумаг, приходится все прочитывать, просматривать, обдумывать, подписывать. Стараюсь решать вопросы так, чтобы они не залеживались подолгу на столе. Все-таки объем тех вопросов, которые я должен решить, охватывают все виды деятельности. Во всем должен быть порядок.
- Насколько мне известно, Вы до принятия монашеских обетов были довольно известным журналистом. Почему Вы решили отойти от этой профессии и связать свою жизнь с церковью?
- Это было связано с моим личным выбором. Если говорить о профессии журналиста, то это профессия для очень любопытных и любознательных людей. До сих пор, когда я мимоходом общаюсь с кем-то, где-то пребываю, меня не покидает чувство, словно я собираю материал для статьи, для заметки. С 1993 году я уже не хотел заниматься журналистикой вообще. Особенно на фоне тех событий, которые происходили в стране. Мне было настолько грустно, противно от всего этого. А потом в 1993 году открылся мужской монастырь в селе Шмаковка и я решил туда съездить. Для меня открылся новый путь – уединенная одинокая жизнь в служении Богу, людям. Это не сразу пришло. Я внимательно следил за движениями души, советовался, ездил с паломничеством к русским святыням в Псково-Печерский монастырь, общался с людьми. Это был такой душевный поиск. Я ничего не искал властного в духовной жизни. Потом стал служить во Владивостоке. Долгое время был священником в Марфо-Мариинской обители. И тут опять в мою жизнь вошла журналистика. По поручению владыки Вениамина мне пришлось настроить и наладить процесс издания епархиальной газеты "Приморский Благовест", а затем и работу епархиального сайта.
- Можно сказать, Ваша жизнь разделилась на «до» и «после». От чего Вам пришлось отказаться, дав обет монашества?
- Для меня это было достаточно серьезным шагом, однако я не испытывал каких-то сильных душевных терзаний. Сделав свой выбор, я готовился к внутренней борьбе. Не скрываю, было и сложно, и не получалось что-то порой. Конечно, моя жизнь стала совершенно другой. Изменились взгляды, круг общения.
- Владыка, если вкратце, кто такой епископ? Какую работу он выполняет?
- Епископ - архиерей - это в десять раз больше, чем священник. Несмотря на ограниченный круг поручений, он, тем не менее, охватывает все вопросы: юридические, административно-хозяйственные, экономические, социальные. Конечно, есть люди, которые за эти сферы отвечают. Но всю работу они совершают с благословения епископа. Он должен быть в курсе всех проблем, всех вопросов. Неудивительно, что епископы постоянно находятся в разъездах.
- Чем еще должен заниматься современный архиерей?
- Каждый епископ в своей епархии старается сегодня не только иметь попечение о душах человеческих, но и наладить сотрудничество со светской властью и с обществом в целом. Он прежде всего влияет на те процессы в обществе, где необходимо духовное руководство. Насколько духовны люди, живущие в епархии, настолько и будет велик результат отдачи во всех областях человеческой жизни.
- Понятно. А священник?
- Священник прежде всего - пастырь, душепопечитель. Главная его функция - это его "стояние" в молитве. Это "стояние" - не простое дело. Одно дело, когда ты формально выполняешь это как некий набор действий. Другое дело – служение от чистого сердца, от души. Вкладываешь всего себя эмоционально. Забота о людских душах - довольно не простое дело. Это каждого выслушай, дай совет, наставь на путь истинный.
- С какими трудностями сталкиваются священники?
- Если ты один на приходе, на тебя сразу сваливается множество вопросов, включая хозяйственные, юридические, финансовые. В храме все должно быть чинно, красиво, благопристойно . Но самое важное - это дисциплина. Открытие приходов – серьезная проблема из-за недостатка финансовых ресурсов. Трудности в этом направлении всегда были, особенно с инвесторами - благотворителями и органами власти.
- Среди обывателей принято активно обсуждать материальную сторону жизни священников. Бытует много мифов. А в чем же правда?
- Правда состоит в том, что жизнь стала практичной. Многие люди сейчас ко всему подходят с вопросом: "А что мне принесет выгоду?" Теперь о материальном положении священников. Если человек совершает некое дело, разве он не может получить вознаграждение? А ведь многие имеют семьи, от трех до семи детей. И как эти люди должны жить? Воздухом что-ли питаться? Оклад священника составляет 25 тысяч рублей. Кроме служб в храме, у него много выездных богослужений.
- Есть ли сложности в отношениях между архиереем и священниками?
- Конечно, есть. Например, когда священник в чем-то не соглашается и говорит об этом архиерею. Но часто это вопросы по управлению приходом и вопросы дисциплинарного характера – кто-то на кого-то жалуется. Приходиться быть эдаким судьей. Если присутствует в священниках человеческая гордыня, лень, мудрый архиерей сможет это увидеть, указать, разъяснить, подтолкнуть. Важно на местах увидеть ситуацию, поддержать, помочь подсказать и, конечно же, исправить то, что на приходах не вполне сделано, не вполне выполнено.
- Насколько сегодня во вверенной Вам епархии священники отвечают тем критериям и требованиям, которые Вы предъявляете?
- Я не предъявляю к священникам особых требований, которые были бы выше их полномочий и обязанностей. Священник сам свидетельствует о том, каково его служение. А оно либо жертвенное, полное самоотдачи, либо просто формальное, когда настоятель появляется на вверенном ему приходе лишь для того, чтобы совершить службу.
- Мне известно, что епархия уделяет большое внимание социальной работе. Расскажите.
- У нас активно работает сестричество милосердия. Они работают с людьми без определенного места жительства; с людьми, попавшими в критическую ситуацию; с людьми, не имеющими опекунов; с детьми, оставшимися без попечения родителей. Главная задача сестричества - помощь в адаптации. Работа трудная. На что-то удается получать гранты. Многие жертвуют нам на эту работу.
- Молодежи уделяете внимание?
- Мы ищем разные варианты работы с молодежью. Ведь именно в юном возрасте у людей происходит процесс формирования личности. И мы должны стараться дать им правильный духовный ориентир в комплексное образование: историческое, культурное и нравственное. Я считаю, что к молодежной работе надо подходить с новыми требованиями, в ногу со временем. Сейчас это не те дети, которые были в Советском Союзе. Поэтому, с молодежью надо разговаривать современным языком.
- Как Вы считаете, почему среди людей так мало истинно верующих?
- Дело в том, что, современный человек больше всего занят зарабатыванием денег, достижением каких-то материальных успехов. И в этом ставит главную цель своего существования.
- С 1992 года при Приморской епархии действует духовное училище. Каким Вы видите его будущее? Изменился ли поток студентов?
- На общем фоне количество поступающих снизилось. Сейчас в Русской православной Церкви проходит образовательная реформа. Духовные училища либо преобразуется в семинарии, либо превратятся в образовательные центры. С преобразованием в последнюю форму училище потеряет возможность подготовки будущих священников. Скорей всего, мы превратимся в образовательный центр. Однако, скрасит этот неприятный момент находящаяся рядом с нами Хабаровская духовная семинария. В ДВФУ работает кафедра теологии и религиоведения. В общем, процесс идет, и в ближайшие два-три года нам будет понятно с дальнейшим статусом духовного училища.
- Что Вам приносит радость?
- Радость – это когда я совершаю в храме литургию. Когда отдыхаю, вырываясь на природу, созерцая наши красоты и море. Очень люблю кампус ДВФУ, где люблю гулять. Вот такая радость.
- Большое спасибо за беседу, владыка.
Глеб Онищук