Уполномоченный по правам ребенка при президенте Павел Астахов заявил о тревожной тенденции: несовершеннолетних граждан России всё чаще вовлекают в террористическую деятельность, сообщает РИА VladNews со ссылкой на "Известия". На этом фоне новым явлением стали случаи, когда детей увозят на территорию, контролируемую террористической группировкой ИГИЛ (запрещена в России). Чаще всего, по словам Астахова, это делают их отцы, которых завербовали боевики. И это Астахов назвал «новой и очень страшной угрозой для наших детей».
— Несколько раз к нам обращались с просьбой помочь вернуть увезенных детей, — рассказал детский омбудсмен «Известиям». — В двух случаях их удалось вызволить. А есть и другие случаи, когда никто ничего не смог сделать и детей так и не нашли. Причем это не только Северный Кавказ. Была история и в Ленинградской области, и в Башкирии. А многие случаи так и остались неизвестными. Я думаю, что в этом году подобных случаев будет больше.
Дети и подростки, сознание и психика которых только формируются, становятся удобным материалом в руках террористов. Из них легче подготовить смертников, да и просто использовать их как пушечное мясо в боевых действиях.
— Все эти механизмы были опробованы еще в Африке во время «освободительных» войн. Кого там используют? Детей всегда используют, — утверждает Астахов.
В прошлом году в ходе проверки МВД в Северо-Кавказском регионе выяснилось, что 1,5 тыс. детей проживают в семьях бывших боевиков или родственников боевиков. Огромное количество детей не учатся, многие как бы учатся, но не в государственных учреждениях, а в религиозных кружках.
Наиболее резонансной историей, связанной с вербовкой представителей молодого поколения в ИГИЛ, стало исчезновение в мае прошлого года студентки философского факультета Московского университета Варвары Карауловой. Девушка увлекалась арабским языком и культурой и подпала под обаяние своего собеседника из одной восточной страны, который предложил ей изменить жизнь. После пропажи студентки родители забили тревогу, подключились спецслужбы, и вскоре она была задержана на турецко-сирийской границе. Сейчас Караулова находится под следствием по обвинению в участии в террористической организации.
Тогда детский омбудсмен обращался к главе Минобрнауки с просьбой провести собрания и в школах, и в вузах, рассказать про опасность экстремистской деятельности, предупредить детей об опасности не только попасть к боевикам, но и оказаться объектом внимания компетентных органов.
— У нас уже есть несколько прецедентов, когда подростки, молодые люди пишут какой-то комментарий в блоге или соцсети и их за это привлекают к уголовной ответственности за экстремизм. Это общемировая практика, это везде есть, — сказал Астахов. — Поэтому надо разъяснять, что можно написать какую-нибудь такую гадость и поплатиться. Но, насколько я знаю, этого сделано не было. У нас боятся таких инициатив. Некому разъяснять, не умеют разъяснять. Боятся, как бы чего лишнего не сказать. Если уж по суицидам не могут ничего разъяснить, это беда.
По словам Астахова, в министерстве ссылаются на то, что они не управляют образовательными учреждениями и в каждом регионе школы самостоятельно принимают решения.
Сейчас уполномоченный готовит материалы с анализом всей ситуации по вовлечению в террористическую деятельность несовершеннолетних — не только студентов, но и детей младшего возраста. Эти документы он направит в Минобрнауки с просьбой обратить внимание на эту угрозу и предпринять меры со своей стороны.
Председатель комиссии Общественной палаты по безопасности Антон Цветков подтвердил, что проблема действительно обостряется, и противостоять этому явлению очень сложно, потому что завербованные террористами граждане уезжают за границу как в турпоездку вместе со своими детьми. И не возвращаются.
— Мы можем только работать на опережение, — сказал Цветков «Известиям». — В частности, органы опеки могут инициировать процедуру лишения родительских прав у таких людей. Но если у нас нет к ним юридических претензий, сделать это достаточно сложно.
Вице-президент Ассоциации ветеранов подразделения «Альфа» Алексей Филатов прогнозирует, что проблема отъезда детей в ИГИЛ в обозримом будущем сойдет на нет, но на ее место придет другая. Разгром группировки в Сирии и Ираке приведет к тому, что у нее не будет места постоянной дислокации и она будет действовать по системе ячеек, которые могут появиться и в России.
— Чтобы дети не уезжали из-за родителей, главное — не создавать условия, чтобы взрослые люди стремились покинуть свой дом и уезжали неизвестно куда с непонятными целями, — сказал эксперт «Известиям». — Что бы нам ни говорили про искусных вербовщиков, обманным путем заманивающих людей, это не совсем так. Люди явно недовольны своей жизнью, они чувствуют дискомфорт, несправедливость. Поэтому они ищут что-то новое.