Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка опубликовал статью о развитии транспорта в Приморском крае в "Российской газете". РИА VladNews приводит текст с сокращениями.
Тема развития международных транспортных коридоров (МТК) в Приморье не нова – еще с 90-х годов возникали различные инициативы по транзиту грузов из Северо-Восточных провинций КНР через порты Находка, Владивосток, Посьет. Но до сих пор проигрывают конкуренцию альтернативным маршрутам и по срокам, и по цене.
Для любых современных перевозок важна предсказуемость и точность. В условиях сегодняшнего дня риски, связанные с неприбытием груза в срок, это критический для грузооператоров фактор в выборе маршрута.
При этом напомню что ВРП только двух Северо-Восточных провинций Китая Хейлунцзян и Цзилинь сегодня приближается к отметке 1 триллион долларов США. Обслуживание грузового потока триллионной экономики – это хорошая перспектива для развития юга Дальнего Востока, наших портов. При выполнении ряда конкретных и рациональных условий можно добиться переключения на российские порты до 45 млн тонн грузов. То есть по отношению к грузообороту ключевых портов Приморского края в 2015 году прирост за счет транзитных грузов может составить до 1,5 раз.
Уже готова финансово-экономическая модель транспортных коридоров, ее по заказу Минвостокразвития России подготовила компания МакКинзи.
Ключевую, во многом решающую роль в развитии транзитных коридоров в Приморье играет режим Свободного порта Владивостока.
Дальнейшее развитие МТК связано с целевыми инвестициями в коридор Приморье-2 – здесь для обеспечения пропуска грузов необходимо построить железнодорожную ветку, автодорогу, портовую инфраструктуру. Суммарный объем инфраструктурных инвестиций – порядка 170 млрд рублей, но и грузовой поток по этому направлению составляет до 38 млн тонн зерна и контейнеров. Срок запуска коридора – 2020 год.
Результаты анализа и оценки международными экспертами транспортных потоков Северо-Восточных провинций КНР показывают, что развитие международных транспортных коридоров (МТК) в Приморском крае выгодно и России, и Китаю. Для Российской Федерации потенциальный прирост ВВП составляет 29 млрд рублей, налогов и сборов – 5,7 млрд рублей ежегодно. Будет создано не менее 3 тыс. новых рабочих мест на время строительства, и 4 тыс. новых рабочих мест на создаваемых объектах инфраструктуры.
Что касается китайской стороны, эффект от экономии на транспортных издержках для грузовладельцев Северо-Восточных провинций оценивается на начальном этапе в объеме до 1 млрд долларов ежегодно. Этот фактор повышает конкурентоспособность экономики провинций Хэйлунцзян и Цзилинь, снижает разрывы в доходах с другими провинциями.
Не менее интересным развитие международных транспортных коридоров видится и для инфраструктурных инвесторов. В соответствии с разработанной моделью, вся инфраструктура коридоров - автодороги, участки железных дорог, перевалочные пункты и портовые терминалы - представляет инвестиционный интерес. Расчеты показывают, минимальная рентабельность на вложенный капитал – 10% годовых. Очевидно, это позволяет построить инфраструктуру за частные средства, минимизируя бюджетное финансирование.