Возрождая санитарную авиацию в Приморье, власти сделали ставку на импортную авиатехнику. В 2015 году были закуплены два санитарных вертолета марки EurocopterAS-350B3e производства Франции и в феврале 2016 года они начали выполнять рейсы медицинского назначения. Можно ли было приобрести не зарубежную, а отечественную технику? Старший летчик-инструктор Приморского аэроклуба ДОСААФ Валерий Тамаровский убежден, что специализированные медицинские вертолеты для Приморья можно было закупить в России.
- Вертолет - это не произведение искусства, а средство передвижения, при его выборе все упирается в деньги. Тут можно провести аналогию с покупкой автомобиля. Вы приходите на Зеленый Угол и там находите машину по своему кошельку - от Suzuki Swift до Land Сruiser. Если продолжить аналогию, то вертолет Eurocopter AS350 B3e по своим "наворотам" ближе к "крузаку". Наверное, покупая дорогой вертолет, стоило подумать и о наших вертолетных производителях. Тем более, что сейчас в политике руководства страны наметился поворот в сторону внутренних резервов.
Есть прекрасные российские вертолеты "Ансат" Казанского вертолетного завода, есть камовский вариант, вертолет КА-226, который делают на Ухтомском вертолетном заводе. Это прекрасные машины, которые в заводских условиях производятся в санитарном варианте, их не надо переоборудовать. Я считаю, что закупать для санитарной авиации Приморья многоцелевые вертолеты, а затем переоборудовать их для медицинских нужд нерационально. Надо было сразу покупать медицинский вариант, ведь рынок предлагает очень большой выбор. Кроме российских, можно было купить специализированные машины в той же Франции, или Германии, или даже в Украине, где также производят медицинские вертолеты очень хорошего качества.
Обслуживание Eurocopter AS350 B3e наверняка будет комфортным, специалисты завода - производителя прилетят из Франции в Приморье по первому звонку. Проблема лишь в том, что за комфорт придется платить, причем не "деревянными" рублями, а звонкими долларами или евро. А вот вертолет из Казани было бы дешевле обслуживать, - сказал Валерий Тамаровский.
С ним трудно не согласиться. Например, по информации, размещенной на портале госзакупок, оператор вертолетов санавиации краевое государственное унитарное авиапредприятие "Пластун-Авиа" в июне 2015 года потратило на закупку двух медицинских носилок для перевозки лежащих больных более 35,5 тысяч долларов США.
Напомним, два вертолета марки EurocopterAS-350B3e были приобретены в 2015 году администрацией края в рамках государственной программы «Развитие транспортного комплекса». Их стоимость составила 5,3 млн евро. Одна из машин базируется в Кавалерово, вторая – во Владивостоке. После переоборудования они с 5 февраля начали работать и за истекшее время оперативно доставили из "глубинки" в краевой центр более трех десятков пациентов, в том числе детей.