Закон не работает. В большинстве муниципалитетов Приморья никто так и не решился заниматься отловом и содержанием бездомных кошек и собак. Проблема стара, как мир – недостаточно денег. А животные с улиц никуда не пропадают. Что делать приморцам? Радоваться, что никто не усыпляет дворняг? Надеяться на «помощь» догхантеров? Или спокойно ждать момента, когда очередная стая собак нападет на ребенка?
РИА VladNews попыталось выяснить, куда движется ситуация с бездомными животными. Всего в этом вопросе три стороны: зоозащитники, краевые власти и муниципалитеты. Первые уверены, что животных просто хотят изничтожить, а остальные, похоже, не до конца разобрались: за чей счет банкет?
Так, в соседнем Хабаровском крае местные законодатели постановили: безнадзорных собак усыплять через 12 дней после отлова. Если за это время у зверя не появился новый хозяин – эвтаназия, нечего жить на государственные средства.
В Приморье с этим сложнее. По закону «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Приморского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных», который вступил в силу в октябре 2014 года, органы местного самоуправления имеют право осуществлять отлов безнадзорных животных, вести их транспортировку, учет, содержание, вакцинацию, утилизацию биологических отходов, в том числе в результате эвтаназии отловленных безнадзорных животных, а также возврат владельцам отловленных безнадзорных животных. Для этого населенные пункты объявляют аукцион, частная организация выигрывает тендер и принимается за работу. Вот только условия – не очень выгодные. За пойманным животным нужно ухаживать не 12 дней, а 6 месяцев. Усыплять можно только безнадежно больных. Если не получилось отдать животное в добрые руки – зверя передают в собственность муниципалитета. Так или иначе, во Владивостоке и во многих других городах и поселках за эту работу до сих пор никто не взялся.
Средств выделено катастрофически мало, уверены муниципалитеты, поэтому никто не хочет этим заниматься, никто не идет на аукцион, заявил собеседник агентства из городской администрации.
Муниципалитеты сами должны выделять деньги на эту работу, как, например, на уборку территории от мусора, считают региональные власти. По словам представителей Законодательного Собрания Приморского края, закон вступил в первую фазу, но это не привело к каким-либо конкретным телодвижениям.
- Закон определил роль каждого участника процесса. Сейчас будет второй подход к закону, в октябре или ноябре Законодательное Собрание выслушает муниципалитеты: чего им не хватило, какие положения закона им показались недоработанными, и, возможно, будет какого-то рода корректировка. Работа над законопроектом будет продолжена, бесспорно, – подчеркнул представитель пресс-службы ЗС ПК.
Истина – посередине. Возможно, властям нужно пойти друг другу на встречу, и заняться этой проблемой вместе.
В некоторых городах система все же работает.
- В Уссурийске на отлов и содержание одной собаки или кошки выделяется из бюджета около 4 тысяч рублей, – заявила Елена Малыхина, сотрудница «Института экологической безопасности». – Мы животных размещаем в нашем пункте временного содержания. Здесь за ними ухаживают, кормят, их осматривает ветеринар. Мы животных не усыпляем, и отдавать их в собственность муниципалитета не собираемся, неизвестно, что они с ними сделают. Не сможем передать кошек или собак в добрые руки (сейчас у нас 100 кошек и 70 собак) – заберем к себе, не дадим изничтожить зверей.