Ученые: Владивосток станет узлом современной экономики АТР

Исследователи актуализируют стратегию развития приморской столицы

9:00, 2 ноября 2015 Политика
0b81c664660877062935bc5917df149a.jpg
Фото: Фото: Алексей Воронин, РИА VladNews

Владивосток продолжает обновлять стратегию своего развития. Работу по актуализации плана развития города ведут ведущие специалисты лучших вузов и исследовательских институтов Владивостока, Москвы, а также Японии, сообщает РИА VladNews.

Во время стратегической сессии в администрации города эксперты рассмотрели промежуточные итоги выполнения первого этапа научно-исследовательских работ по актуализации стратегии развития Владивостока. Специалисты уверены, что Владивосток обладает большим потенциалом, однако для его реализации необходимо проделать большую работу.

Как рассказал директор Дальневосточного центра экономического развития и интеграции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе ДВФУ профессор Александр Абрамов, был проведен анализ социально-экономического положения Владивостока относительно всего Дальневосточного федерального округа. Ведь именно приморская столица призвана стать экономически значимым центром, сопоставимым с крупнейшими городами сопредельных государств, так как город обладает рядом преимуществ по сравнению со своими дальневосточными «коллегами».

Одна из основных проблем, сдерживающих реализацию потенциала ДФО – постоянное снижение численности населения. Так, с 2004 по 2014 год округ покинули 382 тысячи человек. Однако Владивосток выделяется на фоне общей демографической картины округа: за прошлый год приморская столица продемонстрировала рост. Увеличение численности произошло из-за миграционного прироста и благодаря превышению рождаемости над смертностью.

Кроме того, большим недостатком являются экономическая и инфраструктурная изоляция Дальнего Востока от остальной части России, а также низкая внутренняя транспортная связь территории при ее огромных размерах и очаговом характере расселения. По словам Александра Абрамова, местная экономика имеет ярко выраженную ресурсную направленность при низкой степени переработки грузов и ресурсов. И здесь Владивосток также вырывается вперед: приморская столица – крупнейший транспортный узел, через который проходят морские, железнодорожные, автомобильные и авиационные транспортные потоки. Владивосток и экономически ориентированная на него южная часть Приморья имеют значительный потенциал как в сфере развития транспортной инфраструктуры и транзитных потоков, так и в сфере поддержки обрабатывающих производств.

Исследователь также продемонстрировал экспертам демографические данные Владивостока и статистические данные о правонарушениях, отметив, что эти показатели чрезвычайно важны для инвестиционного климата. Говоря об экономических индикаторах, профессор Абрамов сделал акцент на том, что по обороту крупных и средних организаций во Владивостоке с большим отрывом лидируют такие виды деятельности, как оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий – более 44% из общего оборота 579 трлн рублей за 2014 год.

По мнению Александра Абрамова, команде, работающей над актуализацией стратегии развития Владивостока, нужно расширить сотрудничество с так называемыми стейкхолдерами – значимыми людьми и организациями, оказывающими большое влияние на экономическую и социальную сферы города. Всего в списке, подготовленном Александром Абрамовым, находятся около 280 таких стейкхолдеров. К примеру, оборот одной из ведущих компаний, которая специализируется на продаже цифровой и бытовой техники, составил в 2014 году 134 млрд рублей – более чем в 10 раз больше доходной части бюджета самого Владивостока. Сеть магазинов по этому показателю значительно обгоняет Владивостокский морской торговый порт, ДВМП, РЖД и «Аэрофлот». 

Напомним, стратегический план развития Владивостока до 2020 года с продлением до 2030 года был разработан по заказу администрации города и принят думой приморской столицы в 2011 году. Однако с тех пор многое изменилось в жизни города и края, поэтому возникла необходимость актуализировать данную работу. Большое влияние на жизнь в приморской столице и на перспективы ее развития оказали создание Владивостокской агломерации и Свободного порта, поручение президента об ускорении экономического развития в регионе, закон о ТОРах, и Федеральный закон «О промышленной политике в РФ». На выполнение научно-исследовательской работы по актуализации стратегии был объявлен аукцион. Создания актуальной стратегии, которая соответствовала бы современным реалиям, задача не из легких, поэтому из городского бюджета на нее выделили почти 20 миллионов рублей. Аукцион который выиграл ДВФУ. В совместной работе со специалистами ВГУЭС, Московского государственного университета, ДНИИМФ и других организаций экспертам предстоит разработать приоритеты и стратегические ориентиры на перспективу, а также предложить план мероприятий по их реализации.