Главгосэкспертиза наложила вето на проект «грязного терминала» в Суходоле

На очереди открытая перевалка угля в Посьете

21:22, 29 июня 2015 Общество
fc1905b3d430cbff2edb19db40325fe5.jpg

Материалы общественной экспертизы проекта угольного терминала в бухте Суходол Приморского края при содействии WWF России были направлены в Генеральную прокуратуру РФ и в ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Экологи, выступающие против открытой перегрузки угля в портах края, могут рассчитывать на принципиальную корректировку одиозных проектов: Главгосэкспертиза России дала отрицательное заключение на проект угольного терминала в бухте Суходол Приморского края.

«Проблема загрязнения окружающей среды остро стоит во всех портах Дальнего Востока, где перегружают уголь. При сильных дальневосточных ветрах, морозах и низкой влажности сухую угольную пыль просто сдувает с открытых складов и мест перегрузки. В результате она покрывает не только прилежащую территорию, но и жилые кварталы вокруг порта, и охраняемые природные объекты, как в приморском Посьете, распространяясь иногда на несколько километров», - отмечает Алексей Книжников, руководитель программы WWF России по экологической политике ТЭК.

Открытый способ перевалки угля уже вызвал митинги протеста жителей портов Приморья и Хабаровского края, через которые и идет практически весь угольный экспорт Сибири и Дальнего Востока, выросший за последние 15 лет в 3,5 раза - с 40 до 140 млн. т.

Губернатор год назад подписал постановление, запрещающее строительство в крае новых открытых портовых терминалов для перевалки навалочных грузов. Казалось бы, в Приморье с его добрым десятком портов проблема решена. Но, оказывается, два наиболее крупных угольных комплекса – порты Суходол и Вера – проектируются в традиционном открытом исполнении. Не намерены свертывать свою уже текущую не один год опасную деятельность по перегрузке угля и другие, совершенно не приспособленные для этого порты Владивостока, Посьета и Находки.

Проекты нового угольного терминала в бухте Суходол и расширения порта Посьет под новые объемы перевалки угля были дважды рассмотрены на заседании Общественного экспертного совета по экобезопасности (ОЭС) при губернаторе Приморья. К обоим проектам были высказаны серьезные замечания, включая предложение по полному запрету на перевалку угля в Посьете, в самом центре охраняемых акваторий мирового уровня. По Суходолу – в связи с прямым противоречием губернаторскому решению от 2013 года и одновременным планам разместить в том же Суходоле современный рыбный кластер.

В ноябре-декабре 2014 года межрегиональная экологическая общественная организация «Зеленый крест» (Владивосток) в соответствии с законодательством России провела общественную экологическую экспертизу (ОЭЭ) проекта угольного терминала в бухте Суходол. Опытные специалисты ДВО РАН и других научных и экспертных организаций указали на десятки нарушений Федеральных законов, постановлений Правительства и приморского губернатора, а также санитарных и строительных норм и правил. Заключение экспертной комиссиибыло направлено в Росприроднадзор, где проект терминала в это время проходил государственную экологическую экспертизу. Однако несмотря на отрицательное заключение ОЭЭ, приказом № 802 от 15.12.2014 г. ведомство утвердило положительное заключение по терминалу в Суходоле, не найдя там никаких нарушений и не ответив, по существу, на заключение ОЭЭ.

После этого реализацию проекта «грязного терминала» в бухте Суходол остановить уже, казалось, невозможно. Но здесь на помощь приморским экологам пришел Всемирный фонд дикой природы WWF России. При его содействии материалы общественной экспертизы были направлены в Генеральную прокуратуру РФ и в ФАУ «Главгосэкспертиза России». Недавно ФАУ «Главгосэкспертиза России» уже дала отрицательное заключение на этот проект (приказ № 523-15/ГГЭ-9892/04 от 06.04.2015 г.).

Относительно попыток компании «Мечел» легализовать открытую перевалку угля в Посьете, загрязняющую памятник природы федерального значения, Общественный экспертный совет по экобезопасности Приморского края 24 июня вновь попытался убедить власти и компанию в том, что предлагаемое развитие этого порта невозможно без прохождения официальной процедуры изменения границ охраняемых акваторий через Правительство РФ.