Россиянам советуют не покупать все подряд, несмотря на кризис

И тратить на трезвую голову

14:14, 25 декабря 2014 Общество
a93f4f5d5f7186306102faf0a66d215c.jpg

Из-за сложившейся экономической ситуации россияне стали чаще тратиться на ненужные товары. Об этом говорят социологи, цитирует которых Финмаркет. По данным экспертов, на фоне потребительской паники не стоит поддаваться ажиотажу вокруг скупки импортных товаров по «старым» ценам - автомобилей, лекарств, бытовой техники, одежды, обуви, парфюмерии, алкоголя и проч.

Опрошенные специалисты сходятся во мнении, что наиболее подвержены потребительским приступам душевнобольные люди, пожилые, лица с невысокими доходами, а также молодые люди, не имеющие опыта планирования семейного бюджета. Но для всех шопоголизм - один из способов справиться со страхом перед предстоящей необходимостью экономить, а массовую скупку хлама врачи объясняют психологической незрелостью россиян. Как одну из мер для профилактики импульсных покупок и дополнительных неприятностей психологи советуют хотя бы на время отказаться от использования кредитных карт.

Так, по мнению психолога Алексея Захарова, у россиян повышен эмоциональный фон, который спровоцирован напряжением, вызванным длительным неспокойным периодом, войной на Украине, введением санкций и нестабильным положением рубля в 2014 году. По его мнению, люди понимают, что находятся в предкритической ситуации, и поэтому начинают воспринимать мир не с точки зрения сознательного подхода, а с позиции работающих чувств и эмоций, которые гасят разум. Избавиться от тревоги человек пытается с помощью эмоциональных стимуляторов - но алкоголь и прочие методы только усугубляют ситуацию.

«Человек на глубоком эмоциональном уровне тревожится за свою жизнь и за свое будущее. Мы понимаем, что теряем не деньги, а возможность достойно обеспечить свою жизнь, - говорит Захаров. - А продавцы могут подстраиваться под чувство тревоги, манипулируя сознанием людей. Зная, что позже на товар будет скидка, вы поддаетесь страху, а не рациональным эмоциям. Идя в любой магазин, нужно быть готовым, что вами будут манипулировать. Заметьте, реклама нередко работает на подсознательном уровне, задействуя инстинкты и организм человека для привлечения внимания — задействованы страх, радость и понятийный аппарат, связанным с сексом. Реклама и торговля взаимосвязанно используют их в своей деятельности, и это работает».

Андрей Онучин, старший научный сотрудник кафедры социальной психологии МГУ, говорит, что по модели, предлагаемой израильско-американским психологом Даниэлем Канеманом, в процессе покупок работают два типа мышления. «Медленное» мышление включается, когда мы решаем задачу или выбираем товар в магазине. Человеку может казаться, что в этот момент у него всё под контролем. Но параллельно «медленному» работает «быстрое» мышление, оно может активизироваться в любой момент - и решения человека станут автоматическими и неосознаваемыми. При этом, по словам Онучина, большинство людей намного эмоциональнее переживают потерю, нежели приобретение - это переживание стимулирует нерациональное поведение и «быстрое» мышление. Стараясь преодолеть потерянное - а субъективно мы понимаем происходящее именно так, - человек начинает делать менее взвешенные поступки.

Как рекомендацию «во избежание покупки ненужного хлама» он предложил ограничить частое посещение магазинов.