29 июля власти США ввели санкции против Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) России, об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на министерство финансов США.
Это значит, что под санкции Соединенных Штатов подпадают и два крупнейших завода отрасли в Приморье – «Дальзавод» по ремонту надводных кораблей и судов во Владивостоке и «Звезда» по ремонту атомных подводных лодок в Большом Камне, не считая нескольких меньших по объему предприятий Дальневосточного центра судостроения и судоремонта по всему побережью региона.
Конкретики – в чем и как будут проявляться запретительные санкции – пока нет. Однако все эксперты, с которыми беседовал журналист «В», в один голос заявляют, что они ни как не скажутся на боеготовности Тихоокеанского флота. Все комплектующие и запасные части для ремонта надводных и подводных кораблей ТОФ полностью отечественного производства. Сама ремонтная база располагает качественной оснасткой и оборудованием, позволяющим выполнять работы любой сложности.
Более того, наложенные США ограничения не коснутся и строящейся верфи гражданского судостроения Дальневосточного завода «Звезда». Новые технологии и оборудование для нее закупаются только в Республике Корея и Германии, которые пока не спешат следовать в фарватере Северной Америки. В отличии от американцев корейцы и немцы ведут взаимовыгодный бизнес с россиянами. И они не намерены терять прибыль и сокращать рабочие места на своих предприятиях.
Также необходимо прояснить ситуацию и с поставкой России французских вертолетоносцев «Мистраль» с верфи STX France. Вашингтон и Лондон всячески прессуют Париж, чтобы он отказался от сделки себе в ущерб. Однако данная сделка не попадет автоматически под запрет на поставки оборонной продукции в Россию. Об этом 29 июля было официально объявлено на встрече послов совета Евросоюза. Запрет на поставки оборонной продукции и техники двойного назначения относится только к новым контрактам и не имеет обратной силы.
Контракт на строительство двух вертолетоносцев класса «Мистраль» Франция и Россия подписали летом 2011 года. Стоимость проекта оценивается в € 1,2 миллиарда. Первый вертолетоносец-док войдет в состав Тихоокеанского флота в конце нынешнего или начале следующего года. Второй корабль будет передан заказчику через год.
Объединенная судостроительная корпорация РФ привлечена к сделке в качестве субподрядчика. На базе «Дальзавода» готовится площадка для ремонта и технического обслуживания кораблей «Владивосток» и «Севастополь».
Стоит также отметить реакцию вице-премьера России по вопросам военно-промышленного комплекса Дмитрия Рогозина на объявленные американские санкции против ОСК. Как написал в своем твиттере заместитель председателя правительства, «решение Обамы наложить санкции на ОСК — верный знак того, что российское военное кораблестроение становится проблемой для врагов России. Оно не только не имеет каких-либо контактов с США и полностью самодостаточно, но и справедливо признано одним из ведущих во всем мире».