Ситуацию с «распилами» комментирует Александр Огневский, главный редактор журнала «AUTO`МИР», редактор сайта «Примадвокатура.рф»:
- Проблема с «конструкторами» и «распилами» длится уже не первый год. Просто в этом году сотрудники структур краевой ГИБДД активизировали свою работу: они стали все чаще обращаться в суд с исками о том, чтобы аннулировать свидетельства о регистрации (СОР) тех автомобилей, которые, по их мнению, были ввезены с нарушениями. Но тут возникает вполне понятный юридический казус: один из постулатов римского права, которое является основой многих правовых систем, в том числе и российской, - «закон обратной силы не имеет». В этом же случае мы имеем дело с «законом обратной силы»: вчера «конструкторы» и «распилы» считались законными, а сегодня вдруг «выпали» из правового поля.
А теперь представьте себе ситуацию: несколько лет назад вы приобрели с автомобиль «с рук». Вы – второй хозяин и добросовестный приобретатель. Все это время вы оплачивали техосмотр, транспортный налог, налог на имущество, вы покупали отечественный бензин и тем самым поддерживали отечественного производителя, как того и хотела власть – и вдруг вы разом оказались вне закона! То есть, вы поддерживаете родную российскую экономику, но это вас не спасает от того, что однажды ГИБДД «передумает» считать ваш автомобиль законным и вы окажетесь вне закона. Всё ранее потраченное на автомобиль вам никто не вернет – ведь фактически вы на момент уплаты налогов и сборов владели машиной законно! Мне понятна позиция ГИБДД: им пришло указание «сверху» - они его и выполняют. Но в судах ведь работают юристы высшей квалификации! Уж они-то должны понимать абсурдность и незаконность поступающих из ГИБДД исковых заявлений.
Интересно другое – позиция прокуратуры. Думается, работники прокуратуры должны тоже вмешаться в этот процесс и проверить законность тех процедур по аннулированию ранее выданных СОР – на каком основании вообще сегодня возникает ситуация, когда гражданина ограничивают в правах! Мы видим картину потрясающего цинизма: у человека ведь не забирают машину – он просто не может ею пользоваться, как транспортным средством. Максимум, куда можно применить такое авто, - сдать на авторазборку по пять раз меньшей цене. А главное - почему за автомобили, которые незаконно ввозили 3-5 лет назад и на которые законно выдавались документы сотрудниками РЭО-МОРАС, теперь несут ответственность хозяева машин, а не те сотрудники, которые пачками выдавали «левые» СОРки?
Фамилии сотрудников ГИБДД, выдававших тогда документы (СОР) на «распилы» и «конструкторы» всем известны – они указаны в самих документах МРЭО-МОРАС ГИБДД. И пусть даже сегодня эти сотрудники уже находятся на пенсии – их можно найти и привлечь к ответственности, вплоть до уголовной. Не хозяина машины таскать в суд – хозяин машины не сам выдавал себе СОР, а того сотрудника, кто выдал документ государственного образца. Поэтому я поддерживаю инициативы краевых и городских депутатов, которые добивают легализации статуса «распилов» и «конструкторов» - дайте людям пользовать тем, чем они пользуются по праву. Нельзя насаждать правовую культуру «задним числом», используя «закон обратной силы». Если мы живем в правовом государстве – давайте пользоваться правовыми механизмами, а не репрессиями!