Становление банковской системы в Приморье

В процессе реформы ставилась задача перевести на самоокупаемость отделения спецбанков

13:59, 11 июля 2014 Интервью
f64e3c3dfa70495cac71c85b3bed4b27.jpg

13 июля 1990 года Верховный совет РСФСР принял Постановление «Огосударственном банке РСФСР и банках на территории республики», котороеопределило современный статус Центробанка и положило начало двухуровневойбанковской системе России. В связи с очередной годовщиной этой значимой вехи вэкономике государства корр. "VladNews" побеседовал с человеком, который подготовилПостановление и сыграл ключевую роль в становлении банковской системы Приморьяи России, – начальником Главного управления Центрального банка Российской Федерациипо Приморскому краю ВикторомВладимировичем Рудько-Силивановым.

– Виктор Владимирович, возглавив Приморскую краевую контору Госбанкалетом 1987 года, Вы оказались в эпицентре коренных преобразований вотечественной экономике, стояли уистоков становления новой банковской системы страны. Было ощущение, что Вашимируками в данный момент вершится история государства?

– Еще в конце 1986 г. руководство странывзяло курс на построение эффективной экономики, непременным условием которогостало осуществление радикальной реформы управления и всего хозяйственногомеханизма. Главная ставка была сделана на полный хозяйственный расчет,самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление предприятий всех отраслейэкономики. Особое значение придавалось перестройке финансово-кредитной системыстраны. Я возглавил Приморскую краевую контору Госбанка 2 июля 1987 года, а 17июля было принято постановление Центрального комитета коммунистической партииСССР (ЦК КПСС) и Совета Министров «О совершенствовании системы банков в странеи усилении их воздействия на повышение эффективности экономики».

В результате былиобразованы новые государственные специализированные банки с учетом особенностейсфер их деятельности в народном хозяйстве. В конце 1987 г. из составаПриморской краевой конторы выделились филиалы специализированных банков –таких, как Агропромбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР. Они и должныбыли обеспечить кредитно-расчетное обслуживание экономики края.

Впроцессе реформы ставилась задача перевести на самоокупаемость отделенияспецбанков, расширить их права при сохранении централизованной системыуправления банками. Однако это оказалось невозможным, потому что не было четкогоразграничения ресурсов, которыми банки могли бы распоряжаться. К тому же деятельностьсистемы специализированных банков пришла в противоречие с нарождающимисярыночными отношениями. Неразберихи было много, особенно в организации расчетов.

– Пытались как-то повлиять на происходящее впределах своих полномочий?

– Я,как и все неравнодушные граждане,пытался повлиять на ход событий. Это нашло отражение в моих критическихстатьях, опубликованных в главной на тот момент газете страны. 7 декабря 1988года в газете «Правда» на второй странице появилась статья «На всякого мудреца… (У семи банковских нянек дитя осталось без глазу)». 29 июня 1989 г. в том же изданиибыла напечатана вторая статья«Аппаратдля ….». Третья статья «Вода воду не давит» должна была выйти 15 марта 1990года, но в это время отдел экономики газеты возглавил Егор Тимурович Гайдар иматериал не был опубликован. Хотя его предшественник Парфенов уже успел подписатьгранки. Статьи были своевременными и получили серьезный резонанс. Они повлиялина оценку реформирования банковской системы страны и выявили очевидностьпересмотра ее осуществления.

– В своих статьях Вы как раз говорили онеобходимости создания двухуровневой банковской системы, которая отвечаетпотребностям развития товарно-денежных отношений, рынка: национальный банк икоммерческие банки. При этом Госбанк получал статус единого эмиссионного,кредитно-расчетного и кассового центра страны. Однако правительство пыталосьсохранить централизованный контроль за финансами…

–1988-1989 гг.– достаточной сложныйпериод в экономической жизни СССР.Вместо реальных преобразований всего хозяйственного механизма былипредприняты попытки изменить только оплату труда, схему распределения доходапредприятий и частично модифицировать планирование. В этих условияхпредприятия, перешедшие на хозрасчет, без труда увеличили заработную плату засчет повышения оптовых цен, производства выгодной, прибыльной продукции,введения льготных нормативов оплаты труда. Распределительный механизм позволилувеличить доход, прибыль, фонд оплаты, не наращивая объемов ипроизводительности труда, не улучшая качества продукции, не снижая издержек.

Наблюдалосьувеличение разрыва между денежными доходами и расходами населения,значительными темпами росло незавершенное производство, эффективностьобщественного производства падала. В 1988-1989 гг. эти показатели резкоухудшились. Сигналы о нарушении сроков выплаты заработной платы поступали ввышестоящие органы по всей стране. Приморский край не был исключением.

Насчетах у предприятий не было средств. Платежеспособный спрос приморцев в начале1989 г.составлял 2,3 млрд. рублей, при этом согласно данным НИИ Минторга СССР, лишь25% вкладов населения были предназначены для последующей реализации, а остальные75% возникли в результате дефицита идиспропорции в экономике. Дефицит баланса денежных доходов и расходов в краесоставил 55 млн. рублей.Одной из причинявлялось опережение темпов роста заработной платы по сравнению с темпами ростапроизводительности труда. В 1988 г. темпы роста заработной платы в 3 раза превышали темпыроста производительности, из-за чего выплата заработка превысилазапланированный баланс денежных доходов и расходов на 82 млн. рублей. За периодс 1986 по 1988 год «лишней» зарплаты было выплачено на сумму 170 млн. рублей.То есть фактически происходило «самопоедание», и заработать деньги было легче,чем их потратить.

Надоотметить, что Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 15.03.1989 г. № 231 «Омерах по финансовому оздоровлению экономики и укреплению денежного обращения встране в 1989-1990 годах и в тринадцатой пятилетке» на банки была возложенаобязанность поквартального контроля за соблюдением соотношения темпов ростапроизводительности труда и заработной платы. Банки анализировали плановыедокументы предприятий и в случае диспропорции предлагали устранить ее, а до техпор не выдавали зарплату, либо выдавали ее в пределах нормативного соотношения.Следует особо подчеркнуть, что в этой экстремальной ситуации случаев задержкизарплаты по вине банков не было – Приморская краевая контора Госбанка в этосложное время самолетами доставляла в регион наличность, чтобы своевременнообеспечить приморские банки средствами для выплаты заработной платы работникампредприятий, имеющих денежные средства на счетах.

– Какие еще законодательные меры принимались вэтот период?

– Значимымсобытием в экономической жизни страны стал Закон «О кооперации в СССР»,принятый 26 мая 1988 г.Он дал мощный стимул развитию коммерческого банковского дела. Кооперативыполучили полную хозяйственную самостоятельность при организации производства,оплате труда, реализации продукции, распределении прибыли. Происходило массовоеобразование кооперативов, чаще всего путем выделения на самостоятельный балансструктурных подразделений крупных государственных заводов, фабрик и строительныхорганизаций.

Союзы кооперативов получили право создаватьхозрасчетные отраслевые и территориальные кооперативные банки. По существу, ониявлялись разновидностью коммерческих банков и отличались, прежде всего,величиной уставного капитала, а также организовывались преимущественно для обслуживаниякооперативов.Если коммерческий банкдолжен был иметь уставный фонд не менее 5 млн. рублей, то кооперативный – 0,5млн. руб. При этом устав банка в обязательном порядке регистрировался вГосударственном банке СССР.Практическисразу после принятия закона начали создаваться новые банки. Число ихстремительно росло.

Вноябре 1988 года у нас появился первый коммерческий банк – «Приморскийтерриториальный кооперативный банк». Он, кстати, функционирует до сих пор, ноуже как Приморский территориальный коммерческий банк, имеющий лицензию БанкаРоссии от 13.12.1991 г. за номером 21. Сегодня этот банк возглавляет ДмитрийЛеонидович Грицай.

Перестройкаэкономики сопровождалась ликвидацией системы централизованногоматериально-технического снабжения. Это породило обширную сеть посреднических иторговых организаций. Резко возросла потребность в банковских услугах, вэффективном и оперативном кредитно-расчетном обслуживании.

Правительство СССР предприняло новуюпопытку сохранить централизованную систему банков, усовершенствовав ее. Дляэтого 31 марта 1989 г.было принято Постановление «О переводе государственных специализированныхбанков СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование». Здесь имеласьв виду перестройка системы специализированных банков. Последние из контролеровдеятельности предприятий должны были стать заинтересованными и надежнымипартнерами, обслуживающими клиентов. Филиалы государственных банковпереводились на самоокупаемость, основным показателем их деятельности должнабыла стать прибыль.

В связи с этим решением на Госбанк былавозложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитныхресурсов, размеру привлеченных средств населения, объему поступлений и платежейв иностранной валюте по банковским операциям.

В апреле1989 года в Приморском крае появился коммерческий «Востокинвестбанк». Банки создавалисьпредприятиями в альтернативу спецбанкам, так как качество обслуживания у них былолучше, чем они привыкли обслуживаться в Госбанке. Мы старались обеспечитьконкуренцию в банковском секторе, имея в виду улучшение обслуживания и снижениепроцентных ставок по кредитам.

– Каково Ваше непосредственноеучастие в разработке нового банковского законодательства?

– Летом 1990 года Валерий Скрипченко, в то время народный депутат РоссийскойФедерации от Свердловской области, заместитель председателя Комиссии Советареспублики Верховного Совета РФ по бюджету, планам, налогам и ценам, выполняяпоручение IСъезда народных депутатов, предложил мне и группесамых подготовленных профессионалов принять участие в разработке документов посозданию самостоятельной российской банковской системы. Официальное приглашениея получил от возглавлявшего тогда республиканскую контору Госбанка СССР ОлегаНиколаевича Тарасова. К работе были привлечены управляющие областными банками: СорвинС.В., Пигилова Т.А., Широкий А.И., Соколов А.Б., заместитель управляющегоРоссийской республиканской контрой Госбанка СССР Вадилов С.А.

В Москву мыприехали в начале июля. Начали работать с депутатами В. В. Скрипченко и В. П.Рассказовым. Потом встречались с председателем комитета по бюджету Ю.М.Ворониным, председателем российского Совмина И.С. Силаевым, спикером парламентаР.И. Хасбулатовым. Всё это происходило в течение недели перед принятиемПостановления президиума Верховного Совета РСФСР о передаче банков подюрисдикцию РСФСР «О Государственном банке РСФСР и банках на территорииреспублики» (принят 13 июля 1990 г.).

Накануне, 12июля, на XXVIII съезде КПСС Борис Николаевич Ельцин вышел изКПСС, настроение у него было плохое.

Работа наддокументом была коллективная. Каждый вносил предложения по тексту формулировки,которые всеми обсуждались. Документ сразу готовился как постановление оборганизации Госбанка РСФСР, но Ельцин решил, что это должен быть Закон, чтобыГорбачёв не мог его отменить!

13 июля былпоследним днём заседания Верховного совета перед каникулами. Вопрос должны былислушать первым, но по каким-то причинам рассмотрение откладывали.

Около 12часов нас пригласили в большой кабинет, находящийся рядом с залом заседания.Там уже были Хасбулатов, Воронин, Явлинский, Скрипченко, Рассказов. И РусланИмранович нас спрашивает: «Что будем делать с законом?» Мы удивились такойпостановке вопроса, было ведь решение принимать! Тем более мы должны выполнятьрешение IСъезда народных депутатов. «Если вы хотитеуправлять экономическими процессами, если хотите, чтобы ваши указаниявыполнялись — то закон должен быть принят!» — аргументировали мы. Накануне ужеакционировался Жилсоцбанк СССР, готовились к акционированию Промстройбанк СССРи Агропромбанк СССР. После этого обращать внимания на республики никто небудет! «Что Вас смущает, Руслан Имранович?» — спрашиваем. «Юридическая чистотадокумента!» — ответил Хасбулатов. У нас она сомнений не вызывала, поэтому мыубедили его в правильности принимаемых решений. В результате определился компромисс— переработать документ из проекта закона в проект постановления.

В документетакже была важная позиция «коммерциализация спецбанков осуществляется подадминистративным подчинением Госбанка РСФСР». Категорически против этой формулывыступил тогдашний министр финансов России Борис Федоров. «Опять Госбанк тянетна себя одеяло! Я в такой редакции визировать документ не буду!» — заявил он, —«Акционирование должно происходить само по себе!». Как показал дальнейший ходистории, это была грубая ошибка, повлекшая за собой массу проблем и неразберихив организации банковского и реального секторов как края, так и России в целом.

Противпринятия был и Г. А. Явлинский. Он считал, что предварительно надо принятьмножество других законов — о земле, о собственности и т. д. А потом ужезаниматься банковской системой!

Прямо передобъявлением перерыва мы подготовили новую версию постановления. Не успевразмножить, передали её в президиум. Ельцин тут же предложил постановлениепринять. Борис Федоров стал возражать, говоря, что у него есть более важныепроекты по денежному обращению и предложил вначале обсудить их. Но когдаоказалось, что министр хочет предложить обсудить их «с листа», на слух, Ельцинотверг это предложение. Наш вопрос поставили на голосование. Он получил — 276голосов «за». Было порядка 30 воздержавшихся.

Утром первымделом я поспешил проверить, опубликовано ли постановление в «Российской газете»,так как после голосования Ельцин персонально просил Хасбулатова личнопроследить. Найдя опубликованный в газете документ, я понял, что первый шагсделан!

Осенью нас вновьпригласили в Москву. Тогда мы уже готовили Законы «О Центральном банке» и «О банках и банковской деятельности», принятыепозже, в декабре 1990 года.

Потом пошёл периодпреобразования спецбанков в коммерческие. У нас, кстати, этот процесс прошёлдостаточно цивилизованно. Конечно, чисто по-человечески были обиженные, было исопротивление, но и крайисполкомом, и крайкомом КПСС поддержали принятыерешения.

Так, 13 июля 1990 года в связи с переходом к рыночной экономике былопринято постановление Верховного совета РСФСР «О Государственном банке РСФСР ибанках на территории республики». В нём предусматривалась двухуровневаяструктура банковской системы: 1-й уровень Госбанк и его учреждения; 2-йуровенькоммерческие, акционерные исовместные банковские учреждения, работающие на коммерческих началах. Этотдокумент явился правовой основой для строительства банковской системы и еедеятельности в России.

- Сегодня на базе Центрального банка фактически созданмегарегулятор, который осуществляет надзор не только за банками, но и зафондовым рынком, деятельностью товарных бирж, страховой, микрофинансовойдеятельностью, кредитной кооперацией, деятельностью брокеров и биржевыхпосредников. Центральный банк осуществляет надзорные функции в областиаккумулирования и вложения средств, поступающих из пенсионных фондов.Предполагали Вы такое развитие событий, стараясь совершенствовать существующуюбанковскую систему в конце 1980-х годов прошлого века?

- На всех историческихэтапах функционирование и задачи Центрального банка отвечают потребностямэкономического развития государства. В период Перестройки государственный банкостро нуждался в реформировании, для того чтобы отвечать новым задачам рыночнойэкономики, и эти кардинальные изменения он успешно осуществил за достаточнокороткое время – в 1990-х годах XXвека Центральный банк Российской Федерации уже полноценновыполнял функции регулятора банковской системы наряду с центральными банкамиведущих мировых держав.

Сегодня ситуация вэкономике создает многочисленные вызовы для банковской системы. Наряду страдиционными для банков рисками (кредитными, управленческими, операционными ит.д.) появились и новые риски, в том числе связанные с высоким уровнемнеопределенности в текущей геополитической ситуации. Тем не менее, за годыработы Банка России банковский сектор страны превратился в упорядоченную идостаточно стабильную систему, способную успешно противостоять кризиснымявлениям. Несмотря на непростой макроэкономический фон, в нынешнем годусохраняется высокая динамика развития российского банковского сектора, в основекоторой лежит рост кредитования. Прирост активов, кредитов экономике, капиталабанков по-прежнему существенно опережает прирост ВВП. Нормализуется динамикапотребительского кредитования – она становится более сбалансированной. Этопроисходит и благодаря регулятивным мерам, принятым Центральным банком, и всилу более осмотрительной политики самих банков.

А вот финансовый рынок в России еще достаточно слаборазвит, и здесь свою роль сыграют функции Банка России как мегарегулятора. Основнойего целью на ближайшие годы будет являться внедрение единых регулятивныхтребований для финансового рынка, безусловно, с учетом его особенностей. Дляэтого потребуется довести качество регулирования и надзора за небанковскимифинансовыми организациями до уровня, который уже есть в банковском секторе. Приэтом особое внимание Центральный банк будет уделять защите прав потребителейфинансовых услуг – это очень важное направление нашей работы.

Сегодня, как и более двадцати лет назад, основнымицелями деятельности Банка России являются защита и обеспечение устойчивостирубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации,гарантирование эффективного и бесперебойного функционирования платежной системыстраны. Из года в год Центральный банк проводит взвешенную политику,направленную на обеспечение развития экономики государства, ее стабильности иконкурентоспособности. В настоящее время есть все основания считать, чтоцелевые ориентиры, определенные главным банком страны на сегодняшний день, каки в предыдущие годы, будут достигнуты. И, повторюсь, важно помнить, что основы успешногофункционирования Центрального банка Российской Федерации, его результативнойдеятельности во благо экономики государства были заложены в историческом июле1990-го года, когда Верховный совет РСФСР принял судьбоносное Постановление «Огосударственном банке РСФСР и банках на территории республики»…