Арифметика рынка
Когда авторемонтные мастерские в начале 1990-х становились во Владивостоке массовым явлением, они тоже были далеко не идеальны. Кто-то начинал в гаражах, кто-то – в полуразрушенных боксах оставшихся от советских предприятий. Но, несмотря на ельцинскую неразбериху, прессинг со стороны проверяющих и «криминальные крыши», автосервисы развивались. Да, кстати, большинство из них уже тогда были вполне узаконенными – ПБОЮЛы, ИП, ТОО, ООО и так далее. Руководители компаний-автомастерских воевали на несколько фронтов: зарабатывали репутацию, наращивали клиентскую базу, закупали оборудование. Некоторые из автосервисов выросли в крупные предприятия, часть прекратили свое существование, но большинство из тех, кто начинал в 1990-х, благополучно дожили до наших времен в статусе «крепких середнячков».
И вот тут, уже на излете первого десятилетия 2000-х, начались проблемы: у вполне законопослушных автосервисных предприятий, которые регулярно платят налоги, содержат штат, берут кредиты на развитие производство, массового стали появляться конкуренты. Точнее говоря, недобросовестные конкуренты. Еще точнее – «дикие» автосервисы, работники которых не то, чтобы налоги не платят – официально никуда не трудоустроены, отчислений в фонд социального страхования и Пенсионный фонд РФ не дают, работают исключительно с «налом», ни чеков, ни каких-либо гарантий не дают. Надпись на гараже «Автосервис» зачастую заменяет все юридические процедуры: клиент придет и так, с ценами можно подемпинговать, сложившийся рынок можно обрушить, а проверка никакая не придет – ибо предприятия, как такового, нет. А нет предприятия – нечего и проверять. Вот и растут, как грибы после дождя, многочисленные автосервисы, шиномонтажки, автомойки, на которых заодно и меняют масло. Вместо капитальных строений – гараж или времянка из сэндвич-панелей. Дешево и сердито. И цены вполовину меньше. Что, в общем, является решающим фактором при выборе клиентов сервиса. Зачем платить больше, если и так сойдет. Все просто – если не платить в ФСС, ПФР и налоговую, если избегать проверок путем того, что предприятия не регистрировать, а вместо контакта (и договора) оставлять номер сотового телефона и сомнительного вида «приходник» с неразборчивой подписью, можно экономить не то, что до 50, - до 70% расходов. Поэтому автосервисы вполне легальные потихоньку начинают проявлять обеспокоенность оттоком клиентов. Ладно, когда в одно микрорайоне появляется один гаражик, где «электрик Миша» на свой страх и риск устанавливает сигнализации в полцены от того, что предлагает сертифицированный сервис. Но когда таких сервисов становится масса, впору ставить вопрос, - а существует ли конкретно во Владивостоке то самое правосудие, которое занимается борьбой с предпринимателями-нелегалами. Хотя предпринимателями их назвать нельзя: так, «шарашники», «самоделкины».
Бизнес на «небезопасности»
Андрей начинал свой автобизнес совместно с женой более 10 лет назад. Огласки он не хочет, потому что и так в последнее время с бизнесом нелады: банковский кредит, взятый под развитие предприятия просрочен, аренда помещения норовит измениться не в лучшую для сервиса стороны, «частнопрактикующие» нелегалы растут под боком как грибы после дождя.
- Поймите меня правильно. Сначала я учился, потом долго стажировался, потом дорос до собственного бизнеса, - рассказывает Андрей. – Если я ремонтирую ходовую часть автомобиля, то я провожу полную диагностику и делаю полную замену изношенных деталей. Я не пользуюсь китайскими подделками, запчасти мне поставляют проверенные поставщики, все операции по «ходовке» проходят под моим тщательным контролем. Каждый вид работ мы документируем, клиент получает письменную гарантирую на услуги и запчасти. Это у меня. В моем автосервисе не работают узбеки (я бы их и сам не использовал, но теперь за работника-нелегала могут выписать штраф под миллион рублей), я учу молодых специалистов работе прямо на месте, но самое главное – я гарантирую безопасности моих услуг. А теперь посмотрите на гараж по соседству. Эти ребята не знают азов ремонта, они используют самые дешевые детали, у них нет серьезного опыта работы. В нормальном авторизованном центре они бы в лучшем случае подметали бы пол – до работы с механизмами их бы никто не допустил. Какие гарантии они дают? Вот представьте – у автомобиля, который отремонтировали эти ребята, на скорость 60 километров в час вывалилась шаровая опора. А если скорость 80? А если 100? Будет куча трупов. И возможно, что не только в этой машине. А спросить не с кого – предприятия, проводившего ремонт, не существует. Бумаг нет, точной даты нет. Происхождения запчастей нет. В этом гараже за год могут смениться четыре бригады горе-ремонтников – поди спроси, кто работал в августе? Никто и не вспомнит. А если вспомнит, как доказать, что именно этот человек оказал услуги небезопасного ремонта? Но самое обидно – проверить этого ремонтного «коммерсанта» нельзя: если он не индивидуальный предприниматель и не юрлицо, к нему не приходят ни участковые, ни пожарные, ни налоговая, ни прокуратура. А я плачу налоги, создаю рабочие места, выполняю качественные и сертифицированные работы – ко мне можно приходить запросто. И проверять. И штрафовать. Но ведь поймите – закроюсь я, не будет ни налогов, ни отчислений, ни десятка рабочих мест. Может быть, пора провести проверку не тех, кто в законе, а тех, кто давно обосновался вне закона и вне безопасного оказания услуг.
Уголовный кодекс в борьбе с нелегалами
Вместе с тем, как рассказала корреспонденту «Автомира» владивостокский адвокат Екатерина Бутова, сегодняшний Уголовный кодекс РФ содержит несколько статей, предусматривающих довольно серьезную ответственность как за незаконную предпринимательскую деятельность, так и за последствия техногенных аварий, вызванных некачественным оказанием услуг. Другое дело, что такие преступления выявляются нечасто: толи их не считают серьезными, то ли у правоохранителей действительно руки не доходят до этой категории преступлений.
Как рассказала Екатерина Бутова, ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство) может быть применена к тому, кто незаконно зарабатывает на тех отраслях, где необходимо получать сертификаты и лицензии. Статья предусматривает ответственность, в основном, материальную – до полумиллиона рублей штрафа. Но чревата не только штрафом, а пятном в биографии и принудительной ликвидацией бизнеса. Однако, гораздо опаснее другая статья, - 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Тут ответственность гораздо серьезнее – до 10 лет лишения свободы, если в ходе оказания таких услуг (или последствий от их оказания) наступила смерть двух и более лиц. Правда, если сами ремонтники будут выдавать некие документы, которые якобы являются гарантийными обязательствами по выполненным работам, в их действиях можно найти еще 2 состава преступления – ст. 327 УК РФ (подделка документов) и 159 УК РФ (мошенничество). Кстати, нелегалы могут даже повесить в своем офисе некие учредительные документы – либо чьи-то давно просроченные, либо вовсе поддельные.
Завершая наш разговор, Андрей, хозяин легального автосервиса, посетовал на то, что правоохранительные органы, пока не обратили серьезного внимания на «дикие» автосервисы. Уход с рынка нелегалов благотворно скажется на бизнесе легальном (в том числе, малом и среднем, о которых столько говорят), плюс к тому приведет к росту налоговых поступлений, которые для бюджета всегда нелишние…