Денис Мацуев на все готов ради провинции

Всемирно известный музыкант о Владивостоке, культуре и главном достоянии страны

12:55, 14 января 2014 Культура
840b14a169e96c98c52dc145345aa240.jpg

Концерт народного артиста России пианиста с мировым именем Дениса Мацуева, который в минувшее воскресенье прошел на сцене Приморского театра оперы и балета, был, наверное, самым аншлаговым за всю небольшую историю театра. Ни мороз, ни сильный ветер, который буквально сносил публику с шикарной лестницы, ведущей к входу, не смутили зрителей, желающих вживую услышать, как самый известный в мире российский пианист Денис Мацуев играет на новеньком «Стенвее».

Между прочим, у Мацуева этот концерт уже седьмой по счету в этом году. Артисты такого уровня мало отдыхают – в прошлом году знаменитый пианист сыграл 208 концертов… А тому, что выступление во Владивостоке вошло в первую десятку концертов-2014, Денис Мацуев очень рад.

– Во Владивостоке я был 20 лет назад, – сказал музыкант. – Да, слишком большой перерыв, согласен. Но причины тому были разные, и в первую очередь – технические: отсутствие хорошего рояля, к примеру. Хотя я люблю Владивосток, приезжал в детстве несколько раз. А в 1994 году был с моим первым гастрольным туром, тогда я был еще учеником музыкальной школы при Московской консерватории. Это был знаменательный тур, мы проехали Дальний Восток от Читы до Магадана.

Когда приехал во Владивосток на этот раз, поразился фантастическим изменениям в городе, их масштабу. Позвонил домой и сказал папе: «Как Владивосток стал похож на Сан-Франциско, даже «голден гейт» (мост в Сан-Франциско) свой теперь есть!».

– Седьмой концерт? Где же состоялись первые шесть в этом году?

– К вам я приехал из Иркутска, где впервые за 21 год мне удалось встретить Новый год: мы парились в бане, а потом ныряли в Байкал… В новогодние дни в Иркутске состоялся фестиваль «Рождественские встречи», который я провожу, а затем сыграл несколько благотворительных концертов в пользу пострадавших от летнего наводнения в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске. Играл бесплатно, все сборы пойдут в фонд помощи пострадавшим, кроме того, привез с собой несколько тысяч комплектов теплой олимпийской формы, которую также раздадут нуждающимся. На концерты приглашались люди, пострадавшие от наводнения.

Напомню: один благотворительный концерт я уже играл летом – в зале имени Чайковского. Да и не только я, множество артистов, творческих коллективов давало концерты в пользу пострадавших. Беда объединяет людей. Я был в районах, пострадавших от стихии, видел, какое удивительное единение у этих людей, взаимовыручка, сплоченность. Я близко к сердцу вообще принял эту трагедию, не мог не откликнуться.

Как поживает инструмент

– Ну и так как я был совсем рядом с Владивостоком, то грех не заехать и не посмотреть на новый театр, который открылся совсем недавно, – признался пианист. – Кроме того, я лично выбирал рояль «Стенвей» для Приморского театра оперы и балета, так что это еще повод приехать и проверить, как он тут приживается.

Мне очень понравился театр. Он необычный, в новом стиле, таких в стране немного, и очень здорово, что именно в далеком от центра городе, во Владивостоке, появился прекрасный современный оперный театр. К сожалению, сегодня в нашей стране хорошее – не значит рейтинговое, сенсациям желтого толка, скандалам уделяется больше времени, чем открытию храма искусства, который дает людям возможность приобщиться к опере и балету.

– Как вам рояль?

– Знаете, рояль на сцене вашего театра просто поет! «Стенвей» – это гарантия качества. Конечно, за таким роялем нужен уход, со мной приехал мой личный настройщик, чудо-мастер Михаил Ливанов, мы с ним недавно начали работать вместе, он родом из Нижнего Новгорода, он самоучка, но просто кудесник. Он чудеса творил в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске, потому что там инструменты были… Ну, скажем мягко, не самые лучшие. Играть на них сложно. И Михаил очень помог. Здесь же, во Владивостоке, Михаил дал несколько советов коллегам в театре – как ухаживать за роялем, как его хранить. Наш климат (перепады температуры, влажность и все прочее) не слишком положительно влияет на инструмент (в Хабаровске, к примеру, у рояля – нового, хорошего – треснула из-за неправильного хранения дека, теперь его только выбросить, а мне пришлось играть). Поэтому за «Стенвеем» в Приморском театре нужен уход. Он будет храниться в специальном помещении со стабильной влажностью. Тогда он прослужит и 20, и даже 30 лет.

Акцент – на регионы

А самое главное – нужно, чтобы постоянно приезжали во Владивосток известные пианисты и играли на рояле, чтобы он пел и звучал. Добавлю, что и акустика в зале замечательная. Очень рад, что в моей гастрольной карте появился еще один город, в который я буду приезжать.

Что касается программы, которую я выбрал для первого концерта на сцене Приморского оперного театра, то она состоит из двух частей. Первая – сольная, и это часть моего нового концерта, с которым я весь январь и часть февраля буду ездить по миру: Санкт-Петербург, Тель-Авив и турне по США. Вторая часть была подобрана так, чтобы я сыграл с оркестром театра, мне было интересно познакомиться с этим коллективом, впечатления – самые приятные. Здорово, когда появляется симфонический оркестр не в Москве или Питере, а в провинции. Я уже не раз говорил, что акценты нужно переставлять, перемещать в регионы, потому что все самое важное происходит именно там. Здесь люди изголодались по настоящей музыке, настоящему искусству. В сентябре на фестиваль, который я провожу в Иркутске, «Звезды на Байкале» приедет по моему приглашению знаменитый Израильский филармонический оркестр Зубина Меты. Так вот по дороге – это было мое решение – он даст концерты в нескольких крупных городах, но не в Москве и не в Санкт-Петербурге. Заедет ли во Владивосток? А это идея! Надо обсудить.

Знаете, я много езжу по России. И всегда на концертах полные залы. И не только на моих. Самое приятное – огромное число молодых людей приходит на концерты. В Европе, какой город ни возьми, основная публика – люди за 50. У нас – много моложе.

Волшебное слово «сценотерапия»

– При таком плотном графике концертов что вам помогает быть в форме?

– Я выхожу играть влюбленным в ту музыку, которая должна звучать. И прошу только о том, чтобы не исчезало состояние полета, вдохновение… Знаете, ведь иногда приходится играть сразу после перелета, после переездов, бессонных ночей в дороге... Вот как и сейчас: сначала невозможно выспаться на короткой жесткой полке в поезде, в вагоне, где ужасная духота. Затем невозможно выспаться, потому что репетиция… Затем играешь на непонятно каком инструменте, руки устают и болят… И ты выходишь в состоянии, близком к бессознательному, но… У сцены есть особая энергетика. Мы с Владимиром Спиваковым даже слово придумали: сценотерапия. Она лечит как артиста, так и людей, которые приходят в зал. И сцена, и классическая музыка. В Японии, где я выступаю уже много лет, на мои концерты врачи приводят тяжелобольных людей. И уверяют, что после концертов их состояние намного улучшается. Я же уверен, что классическая музыка может лечить многие болезни, в первую очередь психологического свойства. Это очищающая музыка. Поэтому провожу много открытых репетиций для инвалидов, для детей с проблемами развития.

– Во Владивосток также приехали педагоги фонда «Новые имена» и провели мастер-классы…

– Да. Для меня «Новые имена» – это часть моей семьи. Без этого фонда я бы никогда не попал в Москву, не смог бы учиться. И не только я. Практически все мое поколение – те, кто играет на лучших сценах России и представляет русскую музыку в мире – выходцы из «Новых имен». Поэтому я трепетно отношусь к работе в фонде, мы везде проводим мастер-классы, ищем новое поколение, тех, кто станет членами нашей семьи. Во Владивостоке на мастер-классы пришли очень талантливые ребята, есть к кому присмотреться.

– Вы – воспитанник советской фортепианной школы…

– Русской. Она и сегодня впереди планеты всей, как ни крути. Она перемешалась с другими школами, разошлась по миру, и это нормально. Я спокоен и за будущее русской фортепианной школы. В прошлом году меня пригласили возглавить два юношеских конкурса – в Киеве и Астане. Я всегда побаивался слова «конкурс» в связке со словом «детский, юношеский», ведь так легко ранить ребенка, так болезненно они воспринимают отбор конкурсный. Поэтому поставил условие: все, кто прошел во второй тур (по видеозаявкам), выходят в финал, становятся лауреатами. И вот по итогам этих конкурсов сложилась просто удивительная команда молодых дарований, которым 10-12 лет. Это фантастические пианисты! Убежден, что они скоро себя проявят. Вообще это поколение – те, кому сегодня 10-13 лет, – совершенно особое. Оно по-хорошему прагматичное, при этом эти ребята остаются детьми, увлекаются чем-то помимо музыки, живут своей жизнью. Я всегда говорю родителям: ребенок не должен заниматься по 10 часов каждый день. Он должен расти разносторонним: ходить в кино, в театр, на спортивные соревнования. Спорт – это обязательно! Так здорово, кстати, что у вас в городе появилась своя хоккейная команда «Адмирал», я слежу за ее играми.

Так вот, это молодое поколение меня радует своей разносторонностью, дай бог, чтобы оно не сошло с пути.

Главное достояние страны по Мацуеву

– 2014-й объявлен Годом культуры… Что это значит для вас?

– Для меня каждый год – год культуры. Но то, что о культуре вспомнили на таком высоком уровне, на мой взгляд, очень важно. С каких годов у нас культура финансируется по остаточному принципу? Чуть ли не с середины прошлого века. Это неправильно. Как и отношение к культуре как к чему-то развлекающему, увеселительному.

Важно изменить отношение к культуре в целом, вспомнить, что это наша гордость и наше достояние наравне с недрами. У нас фантастические артисты, художники, скульпторы! А сколько талантливых людей живет в провинции. Об этом нужно помнить, говорить. «Провинция» – это хорошее слово, это не второсортность.

Помню, как однажды я проснулся в европейском городе, включил телевизор и увидел на экране родной Иркутск, такой красивый, заснеженный. Обрадовался, что показывают мою родину, а как прислушался… Оказалось, это сюжет про каких-то бедных бомжей, которые тысячами замерзают на улицах «ледяной России». Как мне было обидно, хотелось прямо врезать по экрану! И потом я пригласил представителей этой телекомпании в Иркутск на свой фестиваль… И они снимали совсем другие сюжеты – об уникальных талантах, о прекрасных людях, которые живут на Байкале. В провинции. Я обожаю этих людей. Для них я готов не спать несколько дней, выходить на мороз минус 40, играть на не очень хороших инструментах. Потому что они – главное достояние страны.


Источник: Любовь Берчанская, газета «Владивосток»

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!