Стало известно, кто виноват в росте цен на яйца

Виноваты не производители и продавцы, а "невидимая рука рынка"

18:37, 5 декабря 2013 Общество
0c7dd482099452d5156db65ff7ccbd2d.jpg

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не нашла признаков монопольного сговора в резком повышении цен на один из самых востребованных продовольственных продуктов. Виноваты не производители и продавцы, а "невидимая рука рынка", решили в антимонопольном ведомстве. "Проведенный анализ показал, что рынки оптовой и розничной торговли в большинстве регионов носят конкурентный характер. Анализ цен показал, что они формируются на основе себестоимости производства и реализации", – сообщила в среду начальник Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС Анна Мирочиненко. Более того, по ее словам, некоторые представители розницы в сложившейся ситуации проявили исключительное благородство и приняли на себя удар этой самой невидимой руки – снизили торговую наценку до минусовых значений, то есть стали продавать яйца дешевле, чем сами покупали.

Основными причинами повышения оптовых цен на яйца стало удорожание кормов, на которые приходится 50 – 80% себестоимости, и тарифов на энергоносители, а также стоимости молодняка и племенного яйца, считают в ФАС. И все это неудачно совпало с фактором сезонности. Каждый год цена на яйца, как правило, начинает расти в августе и достигает пика в октябре-ноябре, затем стабилизируется, а после Нового года начинает снижаться и падает примерно до мая. При этом разница цен на пиках в среднем составляет 50 – 60%, пояснила Мирочиненко. Сумма этих двух слагаемых – роста себестоимости и традиционного сезонного повышения цен – дала тот печальный эффект, который вызвал столь острую реакцию населения. "У потребителя иссяк запас терпения, это уже выходит за рамки покупательной способности большинства населения", – признала представитель антимонопольного ведомства.

Что же касается розницы, она просто транслировала в своей цене повышение оптовой цены, отметила Мирочиненко. Причем, ретейлеры вели себя по-разному: одни сохранили надбавки, установленные в период низких цен, а другие даже снизили их, постаравшись тем самым компенсировать повышение закупочных цен. Особо совестливые, как уже было сказано, и вовсе торговали себе в убыток. "В среднем торговая наценка не превышала 20%. В розничном сегменте пока не выявлено каких-либо нарушений антимонопольного законодательства", – подчеркнула Мирочиненко.
 

Источник: Utro.ru