24 апреля православные христиане отмечают Радоницу

Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких

11:54, 24 апреля 2012 Общество
aae3dca5e34422a8189a7610ae2297b6.jpg

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

Первоначально Радоницы (радоницы, тризны) - имена божеств, олицетворяющих почитание усопших, хранительниц душ умерших людей. Радоницам и их подопечным приносили жертвы из обильных пиршеств и возлияний на погребальных курганах, чтобы еще не отлетевшая душа покойного могла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые. Постепенно слово "тризна" стало обозначать поминки, а "радоница" - весеннее поминовение усопших. Именно весеннее, потому что живые особенно старались задобрить покойников в пору расцвета природы, окончательного отступления зимы, поры мертвого сна всей земли.

Обычаи Радоницы

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).

Есть дивный пример того, как разделяют с нами радость о Воскресении Спасителя наши умершие. Однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!»

В преддверии праздника Радоницы, который в этом году будет отмечаться 3 мая, епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх выступил с видеообращением к жителям Кузбасса с призывом достойно, по-христиански разделить радость этого праздника с нашими родственниками, которых уже нет рядом.

Владыка напомнил, что в этот день Церковь призывает нас не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь ― жизнь вечную. «Само слово «радоница» восходит к слову «радость». Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Неслучайно, праздник Радоницы называют также Пасхой для усопших», – сказал, в частности, Его Преосвященство.

Правящий архиерей отметил, что в Кемеровской области праздник Радоницы объявлен губернатором нерабочим днем, поэтому все православные христиане и жители региона имеют возможность в этот день посетить могилки родственников, почтить память героев Кузбасса.

Говоря о кладбищах, где покоятся тела наших родственников, епископ Аристарх подчеркнул, что это места их будущего воскресения, содержать которые нужно в чистоте и порядке. Поэтому, со слов Владыки, те, кто забыл или не успел прибрать могилки усопших родственников, еще имеют время это сделать.

При посещении кладбищ Владыка призвал кузбассовцев обращать пристальное внимание на свое поведение, избегая курения, нецензурной брани и поминовения усопших спиртным. «Придя на кладбище, можно зажечь свечку, совершить заупокойную литию, пригласив священника. Усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка или табак, вводящие употребляющего их в неподобающее для христианина состояние. Не нужно оставлять на могиле еду, поскольку это делает место захоронения замусоренным, лучше отдать ее нищему или голодному», – отметил в своем видеообращении кузбасский архипастырь.

В этой связи епископ Аристарх призвал кузбассовцев, прежде чем посетить кладбище, прийти в храм, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре и на панихиде. Молитва, по словам Владыки, будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Это славянская традиция, воспринятая и поддержанная русской Церковью. В православных Церквях Ближнего Востока и Греции она отсутствует. Этимологически слово Радоница видимо восходит к корню рад- («радование, радость»). Другие названия праздника — Радовница, Радошница, Радуница, Навий день, Могилки, Гробки. Первоначально праздник, видимо, отмечался не только во вторник, но и в понедельник Фоминой недели («Навий день»), однако со временем в большинстве местностей эта традиция исчезла, сохранившись лишь в некоторых местах южной России и Сибири.

Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная жизнью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Также можно сказать, что смысл Радоницы в том, чтобы поделиться с мёртвыми радостью Воскресения Христова.

Поговорки и приметы

При первом проблеске весны говорили: «Родители из могил теплом дохнули». Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице — самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует. Расплакалася, как усопшая Радуница. В этот день нежелательно было что-либо сеять или сажать. Дождь на радуницу — не обрадуешься. «Иды, зима, до Тучино, ты нам надокучила. Иды, зима, до Львова, ты ужэ нам нэ трэба» (белорус.).