Бензин у нас дешевле, чем в Европе. Но это только пока

В том, что розничные цены на бензин пока сдерживаются, заслуга не властей, а накопленных рекордных запасов

22:02, 5 апреля 2012 Политика
4f8838f20063979ff7a6833b2bf512b5.jpg

Внутренние цены должны приблизиться к внешним, уверены нефтяники, иначе возникнет дефицит.

Бензин на АЗС пока не подорожал, но скоро это может произойти, если не ввести плавающие акцизы на топливо. Так считает руководитель госкомпании «Газпром нефть» Александр Дюков, высказавший свою точку зрения в эфире телеканала «Россия-24». Одновременно он возразил автомобилистам, сетующим на высокие цены на бензин. «Я не соглашусь с тем, что бензин у нас дорогой. Он стоит значительно дешевле, чем в странах Европы», – заметил Дюков, не упомянув, впрочем, про Америку.

По его словам, цены на нефтепродукты на внутреннем рынке в последнее время определял спрос. «За последнее время на рынке произошли определенные изменения, но все-таки российский рынок является частью мирового рынка нефти и нефтепродуктов. В Европе, в мире цены на нефть выросли: за три месяца рост составил порядка $20 за баррель. Среднемесячная цена в декабре была $107 за баррель, в марте – $124. При этом из-за сезонного снижения спроса зимой снизились оптовые цены», – обрисовал общую ситуацию Дюков.

В настоящее время внутренние цены на 3000-6000 руб. ниже, чем экспортная альтернатива, заявил Дюков, поэтому, считает он, нужна корректировка цен. Иными словами, внутренние цены должны приблизиться к внешним. «Если она (корректировка) не произойдет, то начнется вымывание нефтепродуктов с внутреннего рынка. А сейчас, в условиях растущего спроса, мы можем столкнуться с ситуацией дефицита», – отметил глава «Газпром нефти». Спрос в целом на ГСМ весной объясняется как посевной, так и выводом части личных автомобилей из зимней спячки.

«Для того, чтобы сохранить розничные цены на нефтепродукты на АЗС, было бы правильнее перейти на плавающие акцизы, привязать их к цене на нефть. Это позволит сохранить цены на нынешнем уровне», – уверен Дюков.

Сторонниками этой точки зрения являются также Минэнерго и ФАС, предложившие в середине марта ввести систему плавающих ставок акцизов на автобензин, привязанную к мировым ценам на нефть. По словам Сергея Шматко, введение плавающей ставки даст некоторые возможности для устранения колебаний на внутреннем рынке. А вот Минфин выступает решительно против этого.

Что касается ФАС, то эта служба уже предлагала при достижении мировой цены нефти в $130 за баррель вернуться к уровню акцизов на автомобильное топливо, предшествовавшему повышению акциза.

В том, что розничные цены на бензин пока сдерживаются, заслуга не властей, а накопленных рекордных запасов. Именно продаваемые по старым ценам запасы не подпускают пока к бензиновым кранам новые партии топлива, покупаемые по более высоким ценам. Но через месяц с небольшим и они могут закончиться.

Согласно данным Росстата, последние пять недель розничные цены на топливо перестали снижаться, оставаясь стабильными. Летом случится второе в этом году повышение акцизов, и предотвратить удорожание топлива сможет только снижение нефтяных цен либо же волевое усилие правительства. Впрочем, на фоне событий вокруг Ирана пока непонятно, с чего бы им снижаться.

Уже сейчас цена российской нефти марки Urals достигла рекордного уровня, зафиксировавшись на уровне $117,19 за баррель в январе-марте, сообщил Интерфакс со ссылкой на эксперта Минфина Александра Саковича. Годом ранее, напомнил эксперт, средняя цена была на уровне $102,52 за баррель. Из этого следует, что цена на нефть за три месяца текущего года выросла на 14,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Средняя же цена на нефть вообще в марте 2012 года составила рекордные $122,6 за баррель (выше более чем на 10%, чем в марте 2011 года, когда Urals стоила $111,25 за баррель). За 2011 год нефть увеличилась в цене на 40% – до $109,35 за баррель. Котировки потянулись вверх после введения Евросоюзом экономических санкций против Ирана со стороны Евросоюза, куда вошло и эмбарго на импорт нефти из этой страны.

Чтобы разрядить ситуацию, США, Франция и Великобритания задумали реализовать нефть из собственных стратегических запасов, надеясь на снижение нефтяных цен. США вдобавок собираются увеличить добычу нефти на собственной территории. К последней части плана эксперты относятся скептически, полагая, что увеличение добычи внутри США ни на чем не отразится. Но вот снижение потребления нефти Америкой могло бы оказать положительный эффект, как и силовые действия против Ирана.

Министр энергетики Франции Эрик Бессон заявил, что французское правительство готово поставлять на мировые рынки нефть из стратегических запасов совместно с США и Великобританией для снижения рекордных цен на бензин. Германия, располагающая третьими по размерам стратегическими запасами нефти в мире, эти планы не поддержала. Ее точка зрения состоит в том, что распечатывать их следует лишь в случае реальной нехватки нефти, а не для разыгрывания искусственных политических комбинаций.

Россия также согласна в некоторой степени заместить нехватку иранской нефти увеличением поставок собственной. Проблема только состоит в том, что те нефтеперегонные заводы в Европе, которые изначально были настроены на переработку иранской нефти, не смогут перерабатывать российскую нефть из-за технологических ограничений (в ней гораздо больше серы).


Источник: km.ru