Министерство экономического развития разработало законопроект «О развитии Сибири и Дальнего Востока». Для развития восточных регионов министерство предлагает создать специальную структуру в форме автономной некоммерческой организации (АНО).
Ей предстоит реализовывать инфраструктурные проекты, которые впоследствии будут полностью или частично продавать бизнесу. Организация будет отчитываться перед Минюстом, на нее также будет распространяться законодательство о банкротстве. Об этом написала газета «Ведомости».
Дальневосточникам обещают льготы
АНО будет привлекать в инфраструктурные проекты и частные, и государственные средства. Одно из предложений Минэкономразвития – передавать организации доходы Фонда национального благосостояния в течение десяти лет. Оценок предполагаемых расходов АНО пока нет. Корпорация будет освобождена от налога на прибыль, на добычу полезных ископаемых и водного налога в течение десяти лет после своего создания.
Кроме того, законопроект предусматривает ряд льгот для жителей Сибири и Дальнего Востока. В частности, им предлагается компенсировать ставки по ипотеке, субсидировать обучение в вузах и увеличить материнский капитал в 1,5 раза. Иностранцы, которые приезжают работать в регион, смогут получать гражданство уже через три года, а не через пять, как сейчас.
Идею создать специальную корпорацию для развития Сибири и Дальнего Востока глава МЧС Сергей Шойгу высказал в конце января. В феврале 2012 года первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что развитием Дальнего Востока может заняться «институт или корпорация», подобная
ВЭБу. Идею поддержал премьер-министр России Владимир Путин. В настоящее время дочернее предприятие ВЭБа – Фонд развития Дальнего Востока – уже занимается привлечением инвестиций в регион. Учреждение было создано в ноябре 2011 года, пока фонд не реализовал ни одного проекта. Против создания новой корпорации выступили чиновники Минфина, а также многие дальневосточные ученые.
А 20 марта газета «Коммерсантъ» писала, что корпорация развития Сибири и Дальнего Востока получит доли в государственных компаниях на сумму в 500 миллиардов рублей. Структуре передадут доли не более 18 процентов в РЖД, алмазодобывающей «Алросе», «Интер РАО», «Ленском речном пароходстве» и ФСК. По данным издания, головной офис структуры разместят во Владивостоке.
По данным из властных структур, которыми располагает «В», вполне вероятно, что об этом будет заявлено президентом России на саммите АТЭС во Владивостоке. Эти планы косвенно подтвердили и источники «В» в среде иностранного дипкорпуса во Владивостоке. В частности, один из дипломатов заверил нашего корреспондента, что зарубежным бизнес-структурам на саммите Владивосток будет представлен фактически как экономическая столица восточной части страны.
Поживем – посмотрим…
В свою очередь, ряд приморских ученых считают, что создаваемая госкорпорация нацелена на реализацию интересов крупнейшего бизнеса, и пока не видят доказательств того, что новый проект способен решать задачи социальноэкономического развития Приморского края.
Кстати, идея создания нового проекта «О развитии Сибири и Дальнего Востока» возникла благодаря Владивостоку, где эффективно реализуется программа подготовки саммита АТЭС. В столице Приморья заговорили о масштабном форуме в 20032004 годах, и сегодня город уже готов принимать гостей. Это наглядный положительный пример – практически все задуманное успели сделать в срок и почти уложились в бюджет. Подобными результатами пока не может похвастать ни одна федеральная целевая программа по Дальнему Востоку. Усилия госкорпораций, которые на территории Приморья пытаются реализовать свои проекты по судостроению, массовому созданию производств с применением нанотехнологий, пока безрезультатны.
Успешный опыт управления проектами во Владивостоке было решено применить на более высоком уровне – в законопроекте «О развитии Сибири и Дальнего Востока». Вообще-то инициатором этой идеи выступил не разработчик проекта – Министерство экономического развития, а владелец инвестиционной группы «Базовый элемент», вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, а также назначенный президентом РФ представитель России в Деловом консультативном совете форума АТЭС2012 Олег Дерипаска.
В новой корпорации, ее еще называют «Восточная корпорация», планируется сосредоточить все государственные деньги, выделенные на развитие двух огромных территорий России – Сибири и Дальнего Востока. Насколько она будет эффективно работать – никто сейчас ответить не может.
В истории нашего государства был подобный опыт, закончившийся неудачно. В 1957 году были созданы органы управления промышленностью на каждой территории – совнархозы. Менее чем через 10 лет их расформировали. Оказалось, что сосредоточивание огромных денег в одних руках замедляет и бюрократизирует процесс. Чем больше проектов и денег, тем сложнее управлять такой структурой, она становится громоздкой, менее оперативной. Сегодня еще одна такая попытка воспринимается дальневосточными учеными-экономистами неоднозначно.
Форма хорошая, а принцип – не очень?
Не уверен в положительных последствиях вручения некой компании в управление половины территории России директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский. Хотя, по его словам, сама форма управления федеральными ресурсами, которая предполагается в «Восточном проекте», правильная. Но принцип распределения финансов по регионам вызывает определенные сомнения у экспертов. Будет ли корпорация учитывать социальные нужды территорий или нацелена осваивать только ее сырьевые ресурсы? На тех данных проекта, что стали известны общественности, можно строить только предположения. И пока они не очень обнадеживают приморских экспертов. Ученые не усмотрели намерений инвестировать в деловые инициативы, позволяющие комплексно развивать территорию.
– Разработчики новой программы приезжали, смотрели наши инвестиционные предложения, – рассказывает Михаил Терский. – Из того, что можно на территории края реализовать, они, возможно, 23 проекта профинансируют. Они наверняка поддержат проект строительства газо– и нефтеперерабатывающих заводов под Владивостоком и Находкой, проект расширения спецнефтепорта в Козьмино. Эти предприятия дадут работу нескольким сотням рабочих и специалистов в названных районах, а что будут делать остальные полтора миллиона жителей Приморского края, проживающие в Уссурийске, Спасске-Дальнем, Дальнегорске, Анучино? Мы же теряем людей с территории края – она становится безлюдной, там замирает экономическая деятельность. И паратройка точечных проектов кардинально ситуацию не изменят, регион нуждается в реализации здесь комплексной инвестиционной программы.
Например, сегодня складывается сложная ситуация с развитием судостроения в Большом Камне. Чтобы строить суперсовременные судагазовозы, необходимы соответствующие специалисты, а это штучный ресурс и заманить их в Большой Камень в его нынешнем состоянии не представляется возможным. Об этом заявили представители южнокорейских инвесторов, которые приезжали на место. Коммерсанты готовы вкладывать средства в понятные проекты, которые принесут прибыль. Например, верфь. А модернизация города – проблема территории, а не инвестора.
– Не верю, что на разрешение социальных проблем, даже связанных с таким крупным проектом, как строительство современной верфи, корпорация выделит средства, – резюмирует Михаил Терский. – Эта корпорация полностью нашу территорию не видит. Они поддержат точечные проекты, которые реализуют крупнейшие структуры – «Транснефть», «Роснефть», «Газпром», а все остальное – вы сами, если у вас есть деньги.
Санкт-Путинбург
На саммите АТЭС президент России может объявить о придании Владивостоку фактического статуса экономической столицы востока страны
Источник: Александр Карасев, "Владивосток"
Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!