Одним из самых обсуждаемых в рыбацкой среде вопросов прошлого года стала транспортировка красной рыбы с Дальнего Востока в центральные регионы России Северным морским путем.
Рыбаки уверены, что арктический маршрут наконец-то разрушит монополию железнодорожников, а вот портовики опасаются, что «новый» морской путь поставит крест на специализированной портовой инфраструктуре Приморья. В этом году, по мнению специалистов, ситуация обострится еще больше: ожидается государственное дотирование альтернативной трассы...
Транспортники напросились
Большая часть красной рыбы, выловленная на Дальнем Востоке, отправляется в порты Приморского края, откуда по Транссибу вывозится в европейскую часть страны. Вот только уходить лососям на запад скоро и споро не получается – логистику стопорит «стыковка» морского и железнодорожного пути.
Подвижного рефрижераторного состава в разгар завоза во Владивосток лососей вечно не хватает. В итоге портовые холодильники забиваются рыбой под завязку. Суда со свежим уловом выстраиваются в очередь, ожидая разгрузки. Показательным стал 2009 год, когда суда с рекордной добычей неделями стояли на рейде во Владивостоке. Разруливать транспортные проблемы пришлось чиновникам Росрыболовства во главе с руководителем ведомства Андреем Крайним. Потому неудивительно, что дальневосточные рыбаки уже давно искали альтернативу железнодорожным услугам. Одним из вариантов стала отправка тихоокеанских лососей на запад через Арктику.
Нашли управу на переправу
Впервые опробовало Северный морской путь (СМП) ЗАО «Русская рыбная компания» – один из крупнейших игроков на российском рынке свежемороженой и охлажденной рыбы и морепродуктов. По некоторым данным, предприятие еще в 2009 году проверило водную дорогу и вывезло небольшой объем морепродуктов из Владивостока в Санкт-Петербург. На следующий год компания непосредственно с Камчатки отправила по СМП – в обход приморских портов – уже порядка 8-10 тысяч тонн рыбопродукции. В прошлом же году альтернативный традиционной чугунке маршрут выбрали еще несколько рыболовных компаний, не желающих иметь транспортные проблемы во Владивостоке. В общей сложности ими было вывезено с Камчатки в северную столицу 43 тысячи тонн лососевых.
Тогда же отраслевые СМИ растиражировали оптимистичное высказывание министра рыбного хозяйства Камчатского края Владимира Галицына, назвавшего СМП «реальной альтернативой железнодорожным перевозкам». А это значит, по его словам, что появилась конкуренция, которая приведет к приемлемым тарифам и ценам.
– Использование СМП способно положить конец монополии в области доставки рыбопродукции с Дальнего Востока в центральные регионы страны, – заявил Галицын.
В этом году рыбаки планируют вывезти по ледовым трассам 45 тысяч тонн лососевых. Данное увеличение тоннажа не критично для приморских портов, потому как они обрабатывают практически весь улов тихоокеанских лососей – а это много больше, чем увезено морским путем. Напомним, что в 2010 году дальневосточники добыли около 300 тысяч тонн, в 2011 году – почти 480 тысяч тонн.
Здоровая конкуренция с господдержкой
Портовиков основательно беспокоит, что государственная поддержка ледокольной проводки караванов со свежевыловленными лососями лишит их трети традиционных грузов.
В августе прошлого года первый вице-премьер Виктор Зубков поручил Росрыболовству, Минтрансу и Федеральной службе по тарифам проработать возможность снижения тарифов на ледокольную проводку рефрижераторов через Арктику. Нынче по действующим тарифам путь лососей в европейскую часть по СМП влетает в копеечку: это стоит в 10 раз дороже, чем перевезти лес, и в два раза – нефть. По мнению главы Росрыболовства Андрея Крайнего, в случае принятия всеми ведомствами положительного решения поставки рыбы с Дальнего Востока по арктической трассе увеличатся до 100 тысяч тонн.
По итогам прошедшего 16 февраля этого года III Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства в рекомендациях правительству появилась запись о том, что «…необходимо принять меры по восстановлению перевозок рыбной продукции на трассах Северного морского пути, установив для них льготные тарифы по ледовому и навигационному обеспечению».
– Портовиков информация об освоении СМП очень беспокоит, – тревожится Людмила Талабаева, генеральный директор ООО «ДальРыбПорт», крупнейшего на Дальнем Востоке грузоотправителя рыбной продукции. – Помимо нас перевалку лососевых уловов осуществляют еще несколько компаний, например, ООО «Диомидовский коммерческий морской порт», ООО «Порт Змеинка», порты в Зарубино и Находке. Если государство будет дотировать вывоз продукции с Камчатки Северным маршрутом, то на портах, специализирующихся на рыбе в Приморском крае, можно поставить крест.
По словам Людмилы Талабаевой, коммерческая выгода нового маршрута неочевидна. «Русская рыбная компания», которая начала эту практику, в 2011 году вывезла СМП крайне скромную партию рыбы. Потому что арктические перевозки весьма недешевы сами по себе, а при появлении в порту Санкт-Петербурга огромного судна с большим количеством лосося резко снижаются цены на него, и тамошний рынок начинает ломаться.
Дотируя перевозки рыбы по СМП, чиновники надеются создать условия по снижению уровня цен для населения всей страны. Однако некоторые эксперты уверены, что Приморье больше потеряет, чем выиграет: отправка красной рыбы в центральные регионы в обход нашего края лишит местные береговые перерабатывающие заводы части загрузки, что непременно отразится на ценах и ассортименте на рыбных прилавках.
Завлечь лосося модернизацией
В Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья мнения по арктическому вопросу разделились.
– Кому-то эта трасса неинтересна, кто-то прочит ей большие перспективы, другие же боятся, что в наши порты не будет заходить продукция, – заметил первый вице-президент АРПП Александр Васьков. – Хотя последнее предположение – это, по-моему, преувеличение. Северный морской путь, которым много лет практически никто не пользовался, сегодня надо восстанавливать, а это очень серьезные затраты. И государство должно взять их на себя, потому что если кто-то захочет возродить СМП за счет рыбака, то, конечно, промысловики будут против.
В администрации Приморского края о пессимистичном настрое портовиков знают, но не разделяют его.
– Вряд ли наши порты останутся без работы, – уверен начальник управления рыбного хозяйства Приморского края Алексей Цымбал. – Много рыбы по арктическому пути не перевезешь. Дело в том, что сезон плавания в этом сложном районе совпадает с красной путиной. По СМП перевозят лососей с июля по сентябрь. За это время транспортники – а это в основном три-пять судов с грузовой вместимостью 5-10 тысяч тонн – едва успевают сделать два рейса, больше навигация не позволяет. То есть по Северному морскому пути идет меньше ста тысяч тонн продукции. Так что опасения портовиков лишиться грузопотока вряд ли обоснованны.
Вместе с тем и в администрации Приморского края, и в АРПП считают: в данной ситуации портовикам и железнодорожникам надо думать в первую очередь о предоставлении каких-то новых услуг, может быть, внедрять интермодальные перевозки. То есть продумать совместно, как усовершенствовать «слабое звено» – ту самую «стыковку» ж/д дороги и порта. Ведь вся наша портовая инфраструктура – уровень середины прошлого века. Устаревшие мощности и подходы к работе уже не отвечают современным требованиям и не могут обеспечить потребности в обслуживании в полной мере. Но кто сможет потянуть модернизацию железнодорожных припортовых узлов – вот в чем большая проблема, а не в уходе части уловов Северном морским путем.
Наши рыбаки пошли в обход Транссиба
Интерес рыболовецких компаний региона к перевозке продукции Северным морским путем весьма обеспокоил транспортников
Источник: Александр Карасев, "Владивосток"
Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!