Во Владивостоке обсудили проблему ввоза "фонящих" иномарок

Почти год миновал с аварии на японской атомной электростанции

14:08, 2 февраля 2012 Общество
e0aa9ee0a06286fba69f5e178229a1e2.jpg

Почти год миновал с аварии на японской атомной электростанции «Фукусима-1», но последствия радиоактивных выбросов еще долго будут напоминать о катастрофе. Об этом 31 января шла речь на «круглом столе», состоявшемся в пресс-центре «Комсомольской правды». Ситуацию с зараженными автогрузами на границе обсудили Заместитель начальника центра мониторинга окружающей среды Примгидромета Ольга Скалыга, начальники отделов таможенного контроля за радиоактивными материалами ДВТУ и Владивостокской таможни Роман Фанин и Александр Помыканов, зам. Руководителя Роспотребнадзора по Приморскому краю Марина Полякова и другие специалисты.

С момента известных событий в Японии, случившихся 11 марта прошлого года, из портов Иокогама, Нагасаки, Отару и других на дальневосточные причалы выгрузили 535 машин и автомобильных агрегатов, радиоактивное загрязнение которых самыми опасными для человека бета-частицами превышало допустимое в 4-5 раз. Но самое печальное то, что рассчитывать на существенное снижение зараженных грузов в ближайшее время не приходится. В третьем квартале 2011 года на таможне обнаружили 79 опасных автомобилей, в четвертом квартале - 111. А только за январь 2012 года из Японии привезли 34 «фонящих» машины.

По словам Ольги Скалыги, на данный момент общий радиационный фон в Приморском крае в норме. Что же касается ввезенных на территорию края загрязненных автомобилей, то они не могут повлиять на радиационную обстановку во Владивостоке.

Весь радиоактивный транспорт подлежит отправке обратно в Японию, причем за счет перевозчика или владельца груза. И, по словам Марины Поляковой, чаще всего «депортация» происходит на том же судне, на котором зараженный товар прибыл.

А дезактивация запрещена с июля прошлого года. Да и для автовладельца, которому не повезло купить «кота в мешке», такой порядок даже лучше. Почему,- объяснил зам. Директора компании «Примтехнополис», которая и выступала в роли чистильщика:

- Дезактивация обходится в самом дешевом варианте - 15 тысяч рублей. Это автомобиль типа TOYOTA Vitz,- рассказал Виталий Алданов. - А такая фура, как FUSO встанет больше сотни тысяч рублей. К тому же дезактивирующие вещества весьма агрессивны, так что транспорт после обработки теряет товарный вид.

К тому же, если первые «светлячки» были загрязнены поверхностно, то есть их можно было просто отмыть специальными растворами, то теперь все гораздо сложнее: радионуклиды обнаруживают под колесными арками, в фильтрах и радиаторах, в изоляционных материалах. То есть машина поездила по японской земле, зараженной радиацией. А некоторые детали вообще невозможно дезактивировать - только утилизация. Кстати, радиацию находят только на бэушных иномарках, ни на один новый автомобиль дозиметры не среагировали ни в нынешнем, ни в прошлом году.

Источник: Примгидромет