Василий Головнин: Россия против китайских авианосцев?

Москва, как считают иностранные эксперты, все более неохотно разговаривает с Пекином о возможных поставках

16:44, 2 декабря 2011 Общество
8e9b22785822ce6551c25e029d5f8337.jpg

Занимательные слухи и утечки информации сопровождают начавшееся на этой неделе второе испытательное плавание первого китайского авианосца, переделанного из недостроенного советского авианесущего крейсера «Варяг». Как объявило министерство обороны КНР, все дела с этим кораблем идут по плану, на нем, как утверждается, выполнены все работы по дооснащению и тестированию оборудования.

Однако западные военные источники в Пекине уверяют, что на китайском «Варяге», судя по всему, нет очень важного компонента – системы торможения приземляющихся на палубу самолетов. Ее у нас на американский лад называют аэрофинишером. Грубо говоря, это проволока, за которую цепляются самолеты, чтобы не вылететь за борт. Штука крайне сложная, системы такого рода делают в очень немногих странах, а у КНР подобных технологий не имеется.

Как сообщал авторитетный в таких вопросах гонконгский вестник, с 2007 года Китай вел переговоры о том, чтобы закупить эти устройства в России – их делают у нас только в Петербурге. Одно время вроде бы уже сговорились на четыре аэрофинишера, но в 2011 году все контакты, как сообщается, были резко заморожены. Источники уверяют, что Москва приняла решение послать китайцев подальше и не продавать им не только заветные проволоки, но и другие системы для авианосцев.

Россия, по этим данным, решила тем самым выразить друзьям в Пекине свое неудовольствие тем, что палубные истребители J-15 (Цзянь-15) для переделанного «Варяга», по всеобщему мнению экспертов, достаточно откровенно скопированы с российских Су-33. В Москве уже давно раздражены и другими нарушениями отечественных авторских прав, на которые легко идут китайцы, эти мировые лидеры в сфере все более качественных подделок.

В КНР, например, в свое время скопировали и Су-27, который превратился в китайский боевой самолет J-11B. Более того, Пекин стал конкурировать на международном рынке оружия с российскими МиГ-29, против которых выставлял свои JF-17 и J-10. А на них без спроса китайцы установили российские двигатели, не предназначенные для реэкспорта.

Короче, в сфере торговли оружием у нас с Пекином не все замечательно – и дело не только в воровстве отечественных технологий. Китай в 2007 года, если верить Стокгольмскому институту исследования проблем мира, наполовину сократил свои закупки вооружений в России. Объемы их поставок падают и все последние годы. Если прежде на КНР приходилось 40 проц отечественного военного экспорта, то в 2010 году – только десять.

Россия хотела бы по-прежнему поставлять своему гигантскому юго-восточному соседу крупные партии однотипных и не самых современных вооружений, однако Пекин теперь интересует другое. Его собственная военная промышленность становится все более мощной, она покрывает не только значительную часть потребностей страны, но и работает на экспорт. Из России Пекин, поэтому, хочет получать малые партии наиболее сложных вооружений и систем, чтобы их копировать и использовать в собственных разработках. Это не только системы для авианосцев, но и, как полагают, многоцелевые истребители Су-35, зенитная ракетная система С-400.

Москва, как считают иностранные эксперты, все более неохотно разговаривает с Пекином о возможных поставках таких вооружений – лучших у страны. Поэтому китайцы ищут и временами находят обходные пути.

Те же тормозные системы для авианосцев (правда устаревшие) они пытаются закупить (или уже закупили) на Украине. Где, собственно, и прибрели в свое время сам «Варяг» за юмористическую сумму в 20 млн долларов.

Однако в Токио в любом случае считают, что отказ России продавать Пекину современные системы для авианесущих кораблей может серьезно затормозить программу их строительства в КНР – на радость американцам и японцам. Однако остановить оснащение китайских ВМС авианосцами, видимо, уже не удастся. В Шанхае, кстати, уже строится новый собственный корабль такого типа, основанный на модернизации советских технологий.


Источник: echo.msk.ru

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!