Доля туризма в ВВП России всего 6,5%. Это на 3% меньше, чем в среднем в мире, а в международном рейтинге конкурентоспособности в туристическом секторе мы занимаем лишь 59-е место из 139. При этом наши природные чудеса оцениваются 5-м местом, а объекты культурного наследия – 9-м. Вот уж действительно, не ценим то, что имеем.
Туристский потенциал России настолько огромен, что любые вложения в его развитие оправданы, а доходы от него могут стать реальной альтернативой сырьевому наполнению казны. Туризм – отрасль № 1 по мультипликативному эффекту в экономике, а инвестиционная отдача здесь выше, чем у нефтепереработки и машиностроения. По экспертным подсчетам, каждый вложенный в туриндустрию рубль дает до трех рублей прибыли.
Но дело не только и даже не столько в экономической выгоде, сколько – в социальной значимости туризма.
С падением «железного занавеса» все, кто мог, ринулись в заграничные путешествия. А внутренний туризм, единственно возможный в СССР, но при этом и массовый, начал хиреть. Отраслью стали «управлять» коммерсанты, мало дающие даже развитым туристическим регионам, зато намного взвинчивающие цены. Из-за этого поездки по стране теперь зачастую дороже зарубежных, и оттого менее популярны. При этом особого выбора, куда поехать, нет: бери, что дают. А дают почти ничего. Хотя в большинстве стран граждане отдыхают дома, и это осознанно поддерживается государством. Феномен патриотизма американцев, почти сплошь из иммигрантов, объясняется, в том числе, их массовым – семьями – паломничеством к красотам и достопримечательностям штатов, доступных всем и всегда.
В России красот не меньше, а достопримечательностей – на порядок больше. Да только они не всем и не всегда доступны. Почти в каждом регионе, особенно Центральной России, есть места, хранящие память о наших славных предках. Бородино, Куликово поле, Ясная Поляна, Михайловское и еще сотни святых для нас мест по определению являются центрами духовного развития и самосознания нации, и государство обязано обеспечить их общедоступность. Ведь только сохраняя культурную идентичность и воспитывая новое поколение в уважении к своей стране и ее истории, Россия может добиться успеха.
К тому же есть очевидный общественный запрос на посещение как раз таких мест: на них приходится 20% внутреннего туристского потока. Культурно-познавательный туризм – самый массовый и популярный вид туризма, и именно историко-культурное наследие является общепризнанным конкурентным преимуществом туристской отрасли России. У нас почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 2368 музеев в 477 исторических городах, 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба. Однако развитие туризма в регионах с такими объектами (в основном это Центр и Северо-запад страны) сдерживают, прежде всего, неразвитость инфраструктуры и дороговизна услуг.
Первую проблему Федерации и субъектам надо решать сообща. Именно в туризме заложена одна из «точек роста» для многих наших регионов, и принятый в прошлом году закон обязал органы государственной власти регионов создавать в них благоприятные условия для развития туризма. При этом предусмотрено совместное финансирование федеральным и региональным бюджетами строительства и обновления дорог, инженерных коммуникаций, гостиниц и других объектов туристической индустрии.
А для удешевления собственно туристических услуг предлагается законодательно освободить эти объекты от НДС, снизить тарифы на пассажирские перевозки туристических групп и узаконить льготы для организаторов дешевых туров по России. Это уже задача законодателей, которым предстоит синхронизировать федеральное и местное законодательство в этой сфере.
Согласно принятой этим летом Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы», через семь лет въездной туристический поток возрастёт более чем в 6 раз – с 3,6 миллионов человек в 2010 году до 23 миллионов человек. А число россиян, проводящих отпуск в России, вырастет в полтора раза – с 29 миллионов до 45 миллионов человек.
В течение 8 лет на развитие туризма в России государство выделит порядка 100 млрд. рублей. Деньги будут потрачены на самые привлекательные инвестиционные проекты (включающие, в том числе, восстановление и приведение в порядок объектов культурного наследия) в регионах с наибольшим туристским потенциалом.
Особое внимание будет уделено развитию туристской инфраструктуры в историко-культурных центрах, малых и средних исторических городах. Там появятся зоны, где будут не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания. А это обеспечит таким городам и регионам высокие и устойчивые темпы экономического роста, создаст новые хорошо оплачиваемые рабочие места, наполнит казну.
Но главное, что благодаря такому развитию эти места привлекут и влюбят в себя новые миллионы россиян из других регионов, еще больше консолидируют всех нас вокруг того, что есть и останется нашим общенациональным достоянием.
* * *
Сфера туризма может стать одним из ключевых элементов в создании условий для достижения стратегических целей развития России – как экономических, так и социальных и духовно-нравственных.
Наша задача – сделать как можно больше россиян активными путешественниками в своей стране. Тот, кто хорошо знает Родину, в большей степени гордится ей и готов защищать ее. Так что давайте развивать наши территории и путешествовать дома.
Конечно, где отдыхать – дело личного выбора, поэтому привлекать россиян нужно такими условиями, чтобы спросом пользовалось именно российское предложение. Верю, что нам это по силам.
Борис Грызлов: доля туризма в ВВП России всего 6,5%
А в международном рейтинге конкурентоспособности в туристическом секторе мы занимаем лишь 59-е место из 139
Источник: Борис ГРЫЗЛОВ, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!