Недавно состоялась премьера фильма «Цитадель» одного из лучших режиссеров нашей страны — Никиты Михалкова.
Фильм «Цитадель» — это заключительная часть грандиозной киноэпопеи, масштабная народная драма, которая потрясла меня. После просмотра я со всеми зрителями долго аплодировал стоя. Ключевая идея «Цитадели», ее высшее предназначение, заставляет зрителя задуматься о трагической судьбе России ХХ века, пережитой нами войне, страшных годах Гулага. На этом фоне Михалков повествует о вечной любви, человеческом героизме, самопожертвовании во имя Родины. Режиссер обращается ко всем честным сынам отечества, провозглашает высшие духовные ценности своего народа.
И вот я с гордостью узнаю о выдвижении «Цитадели» на престижную мировую кинопремию «Оскар».
Но вместо всеобщей радости за художественное достижение соотечественника в некоторых СМИ, радио и телепередачах начинается оголтелая травля нашего выдающегося режиссера. И я с ужасом не понимаю, где я нахожусь, в каком времени, в каком пространстве. Слово в слово, шаг в шаг повторяется кампания травли моего отца в былые, жестокие времена нашей страны. Все приемы лжи и оскорблений — прежние. И это меня потрясает. Тогда все шло в ход: газеты дружно публиковали гнусные статьи, бросали в грязь публичной лжи его великие произведения, называя их «сумбуром вместо музыки». По радио выступали лицемерные критики, печатались «гневные отзывы трудящихся». Многие со страху отвернулись от отца, боясь произнести слово в его защиту. Лишь немногие настоящие друзья, реально рисковавшие своим положением, своей жизнью
не отступили, не предали.
В те времена чудовищный механизм, который давил и уничтожал художника, был понятен. Его целью было сделать его управляемым, заставить творить в угоду власти. Теперь же нападки на Михалкова приобрели черты мести, злобы, зависти, сведения личных счетов. Сегодня фильмы Михалкова называют тем же «сумбуром». Недавно по радио «Эхо Москвы» я слышал вирши некоего стихоплета, в которых говорится, что «Цитадель» Михалкова — это «вонь» и «кисель вместо мыслей о Боге». В эфире трещат злобные голоса каркающих ворон, норовящих клюнуть побольнее, но не видно тех, кто дергает их за хвосты. Как и в прошлом, в радиоопросах слушателей раздаются голоса «трудящихся»: «Фильма не смотрел, но осуждаю». Во времена моего отца это называлось емким словом «пропаганда».
А какие были брошены силы, чтобы изолировать художника от его зрителя, не дать посмотреть картину! Так, одновременно, день в день с выходом на экраны «Цитадели» был запущен в прокат фильм «Пираты Карибского моря» с целью переключить внимание людей на развлекательное кино, а пресса намеренно отворачивала зрителя от фильма Михалкова. Как аргумент против выдвижения «Цитадели» на «Оскар» приводилось то, что, видите ли, фильм не «собрал кассы». Пресса шипела: «Провалился в прокате». Вспоминаю, как мой товарищ, замечательный пианист Николай Петров, Царствие ему Небесное, однажды в споре со своим оппонентом из цеха развлекательной музыки сказал: «А вы просверлите дырку в стене женской бани, так еще больше зрителей наберете».
Так в чем же подлинная суть этой сегодняшней травли Михалкова и его фильмов?
Да в том, что чужая культурная идея, в сущности чуждая традиционной русской духовности, пытается её уничтожить. Кто же эта «пятая колонна», которая вступила в смертельную схватку с истинным патриотизмом? Это те, кто шкурой чувствует, что творческая, духовная позиция Михалкова занимает их нишу.
Как любой большой художник Михалков своими фильмами стремится сказать своему народу правду о войне, любви, вере. Восстановить то, что было разрушено десятилетиями, связать то, что было разорвано, вернуть то, что утрачено… Но ложь вопиет еще до того, как художник начинает говорить… Я всегда задавался вопросом: «Как мой отец, читая всю грязь, льющуюся на него со страниц газет, мог собрать себя в кулак, сесть за стол и сочинять свою великую музыку? Однажды он сказал: «Если мне отрубят руки, я возьму перо в зубы и буду писать!» Для этого надо иметь огромное мужество. Так и сегодня, Михалков, не смотря ни на что, не сдается, не перестает работать, говорить с народом. Я верю, что впереди у него новые творческие победы.
Нынешний наш век уже обозначил себя войнами, терроризмом, столкновениями на религиозной почве. Не обошло это и нас настойчивым наступлением на православие, на нашу церковь, издревле воспитывавшую в народе дух истинного патриотизма, героизма, жертвенности во имя отечества.
Творчество Михалкова, человека православного, пронизано этим вечным русским национальным призывом. Это его святое кредо, его гражданский долг. Но, видимо, не всех это устраивает. Я всегда решительно отвергал расхожий тезис: «Патриотизм — последнее прибежище негодяя». Я понимаю священное понятие патриотизма прямо! Это — любовь к Родине! Фильмы Михалкова, так же как и его книги «Прямая речь», «Манифест», созданы во имя этой любви. Для меня Михалков уже не только режиссер. Он — солдат на поле брани за веру, честь и достоинство своего народа. И этот народ переживает сейчас духовное возрождение, чтобы, наконец, открыть самого себя. Этой цели служат фильмы Михалкова.
Мой отец всегда был истинным патриотом своей Родины, и я горд, что от него это великое чувство перешло ко мне. В 1942 году, когда в блокадном Ленинграде прозвучала его 7-я симфония, он писал: «Гитлер на весь мир прокричал, что славянство, мол, низшая раса исторически призванная быть рабами. Фашисты ненавидят славянство, как и всё в мире, что одарено талантом, живой мыслью и благородными человеческими устремлениями. Я горжусь тем, что я — Русский. Я горжусь тем, что я сын своего народа, что я славянин!»
Фильмы Михалкова — это его 7-я симфония! И недопустимо, чтобы высокое чувство национального самосознания, патриотизма выдавались за «вульгарный национализм». «Не судите, да не судимы будете!» Творчество Михалкова — стоит прочно. Оно обнажило во всей полноте Русскую идею, природу русского духа, и я хочу, чтобы это чувство величия моей Родины, моего народа, который в исторической перспективе переживет все выпавшие на его долю испытания, передалось моим, нашим детям.
Не могу здесь не упомянуть о потрясающих документальных работах Михалкова о судьбах старой русской эмиграции, об их преданности Родине, об их вере и любви к Отечеству. О них страстно говорит Никита Михалков. Говорит о необходимости связать разорванные поколения. И нельзя, чтобы наши потомки не поняли, не оценили этого.
Как и Михалков, я верю, что Россия обретет свое величие, какие бы темные силы не стояли на ее пути. Сейчас уже не так важно, получит ли «Цитадель» «Оскара» или нет. Получит — буду радоваться, но дело сделано и фильм Никиты Михалкова уже внес свой вклад во славу Русской национальной идеи, и я готов встать с ним рядом, плечом к плечу.
Максим Шостакович - о причинах нападок на "Цитадель"
В чем же подлинная суть этой сегодняшней травли Михалкова и его фильмов?
Источник: izvestia.ru
Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!