С древних времен человек затевал любую стройку с практическим расчетом: в пирамидах хороним фараонов, в небоскребах работаем, в бункерах воюем, в торговых центрах закупаемся по уик-эндам. Но есть среди строительных объектов особые, самые благородные сооружения. Функция их подобна рукопожатию.
Речь идет о мостах. Крупнейшие и самые живописные мосты можно пересчитать по пальцам – в мире таких не более сотни. Государства соревнуются между собой, у кого мост длиннее, шире, выше, тяжелее. Некоторые фотографы даже посвящают всю сознательную жизнь странной охоте – скитаются по планете и «коллекционируют» красивые мосты. Вскоре у России тоже появится свой экспонат на этой необычной выставке – переход через пролив Босфор Восточный от Владивостока к острову Русский, вантовый мост с самым большим в мире пролетом длиной 1104 метра. Он возводится здесь в рекордные сроки вместе с остальными объектами саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который пройдет в столице Приморья в сентябре 2012 года.
Вообще с мостами, как и с дорогами, в России всегда было непросто. Вопрос о присоединении Русского к большой земле ставился советскими властями дважды, но и в 1939 г., и в 1960-е дело дальше проектного предложения так и не пошло – в первый раз помешала война, во второй, должно быть, объем работ отпугнул. А построить мост через бухту Золотой Рог хотели еще при царях, в конце 19 века, но карты спутала русско-японская война, а затем Первая мировая. Мог ли представить Николай Второй, что через сто с лишним лет бумажный прожект наконец-то претворят в жизнь, а наблюдать за его стройкой сможет любой россиянин при помощи веб-камеры.
В советское время Русский считался крупнейшей базой ВМФ, но в 90-е все изменилось: военные городки пришли в запустение, учебные части расформированы, школа мичманов и госпиталь разрушены, дороги никто не чинил 20 лет. Пять тысяч жителей островка (для сравнения, в 1908 г. их было 25 тыс.) привыкли к относительной изоляции, хотя до Владивостока рукой подать. Зимой, когда случаются перебои с переправой на континент, самые отчаянные из них совершают пешие рейды – 3 км по льду утром и обратно вечером. Во Владивостоке островитян с неохотой берут на работу. Но теперь обиженный судьбой Русский получает второй шанс.
Поскольку федеральная власть поручила построить мост всего за 43 месяца, над ним трудятся сразу два подрядчика – из Омска и Москвы. В две вахты 2000 человек бурят в подводных скалах скважины глубиной 77 м, вбивают в морское дно сваи диаметром 2 м, укладывают 20 тыс. кубометров бетона в исполинский фундамент. Работают они в сложных метеоусловиях, в особенности в холодное время года на море часто случаются туманы, штормы, снежные бури. Невзирая на трудности, к ноябрю по графику будет готов 320-метровый пилон – конструкция, к которой прикрепят металлические тросы с двух берегов. Строители сравнивают пилон со 110-этажным зданием. Внутри разместят лифты, подъемники, аварийные лестницы и другую инфраструктуру, необходимую для обслуживания моста. Общая протяженность перехода вместе с эстакадами составит 3,1 км. В каждую сторону по нему протянутся две полосы шоссе.
Крупный международный проект, такой как проведение саммита АТЭС или Олимпиада, является мощным локомотивом для экономики региона, поскольку подготовка такого события влечет за собой масштабные инфраструктурные преобразования. Владивосток уже сейчас небезосновательно называют российским Сан-Франциско, и не только из-за строящегося моста. Острову Русский суждено стать драйвером роста для всего Приморья.
В четверг Владимир Путин открыл первую очередь газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», которая способна питать одновременно 8 электростанций как на самом острове, так и в Приморском крае. На данный момент построены участки газотранспортной сети от Сахалина до Комсомольска-на-Амуре и от Хабаровска до Владивостока протяженностью 1350 км. Задача, с которой не справились советские генсеки, выполнена на 75% — общая длина трассы составит 1800 км. Первый пусковой комплекс способен доставлять 6 млрд кубометров газа в год, а в будущем завершенная ГТС сможет транспортировать ежегодно в пять раз больше. По словам премьера, этот газ в 4 раза дешевле мазута, который закупался все эти годы для нужд промышленности и домохозяйств Приморья, поэтому с запуском сети тарифы на ЖКХ уменьшатся. Для обеспечения газоснабжения объектов АТЭС-2012 смонтирована 34-километровая труба, проходящая от распределительной станции Владивостока до Русского.
Острову нужно много электричества. В частности, на нем разместится комплекс зданий Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), сформированного на базе двух местных вузов. После этого Русский превратится в настоящий студенческий остров-кампус – по прогнозам, уже в 2012 здесь будут обучаться 50 тыс. человек. На развитие университета из бюджета направят 41 млрд руб. Недавно в СМИ прошла информация, что МГУ не попал в сотню лучших мировых вузов. Мне кажется, тут все дело не в качестве образования, а в отсутствии четкой маркетинговой стратегии – никто до сих пор не занимался целенаправленным продвижением наших вузов в европейском информационном поле. Любопытно, что центральной темой АТЭС-2012 станет как раз интеграция ДВФУ в международное образовательное пространство – уверен, что после саммита мы вновь появимся в рейтинге. С маркетингом у федерального университета все в порядке. Уже сейчас известно, что все его аудитории будут оснащены техническими средствами и современными
коммуникациями, позволяющими проводить занятия в различных форматах – коллективной презентации, панельной дискуссии, лаборатории-workshop, видеочата.
В образовательных целях, а также для повышения туристического потенциала острова, на Русском построят один из крупнейших в мире океанариумов площадью 30 тыс. кв. м., с 700 аквариумами. Уже сейчас по очертаниям комплекса можно понять, что здание имеет форму гигантской ракушки. В бассейне на 800 кв. м будут проводиться выступления дельфинов. РАН планирует создать здесь био-технопарк, и океанариум послужит площадкой для экспериментов по выращиванию ценных особей рыб. Желая привлечь и более азартных туристов, власти подумывали об открытии на Русском легальной игорной зоны – в Приморье спрос на это высок, поскольку в Китае, например, подобные развлечения разрешены только в Макао. «Как показывает мировая практика, современный игорный бизнес – это не только казино и рулетки. Это высокоразвитая индустрия отдыха, в том числе – семейного. Это самые разнообразные рекреационные услуги — театры, галереи, ресторанный бизнес, аквапарки, детские площадки, цирки. Игорная зона в приморском крае станет "якорем", который позволит Приморью привлечь инвестиции», — полагают эксперты. Впрочем, в данном вопросе правительство все больше склоняется в пользу мыса Черепаха в 50 км от Владивостока – возможно, опасаются, что студенты на Русском спустят всю стипендию в казино.
Многие задаются вопросом – зачем нужен саммит АТЭС? В глазах рядовых граждан это, пожалуй, самый загадочный мегапроект России. По поводу Олимпиады и Чемпионата мира
по футболу, по крайней мере, все предельно ясно: стадионы нужны для соревнований, гостиницы
и дороги – для болельщиков. А вот саммит – нечто расплывчатое и непонятное, будто «закрытая тусовка для своих». «Неужели ради одной встречи президентов 21 страны нужно тратить 200 млрд рублей?», — негодуют критики, которые, как правило вообще не задумываются о долгосрочной пользе таких мероприятий. Любым преобразованиям нужен мощный стимул, и Приморье не исключение.
Маленький остров Русский, — ломоть, отрезанный природой от Владивостока, — в течение нескольких лет может превратиться в один из крупнейших центров сотрудничества государств Азиатско-Тихоокеанского региона, на чью долю приходится 54% мирового ВВП. Когда Россия в 1998 году была допущена в эту престижную организацию (где, между прочим, состоят США и Китай), никто не верил, что наша страна способна доказать свою экономическую состоятельность, статус сильной державы. Сейчас, через 13 лет, предстоящий саммит АТЭС-2012 мировые СМИ называют не иначе как одним из важнейших деловых форумов и ждут от него судьбоносных решений. Таков уж этот мир большой политики – он падок на хороший маркетинг, без которого сегодня не обходится ни одно экономическое чудо. Без «витрины» не будет и магазина – это давно понимали США, это наконец-то поняла и Россия. Именно такой — блестящей, перспективной, инновационной витриной и становится сейчас остров Русский.
Мосты: переправа между прошлым и будущим
В советское время Русский считался крупнейшей базой ВМФ, но в 90-е все изменилось: военные городки пришли в запустение, учебные части расфор
Источник: nnm.ru
Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!