Пять способов испортить карьеру

11:35, 10 августа 2011 Общество
51c074651fc39a97212ac9fab5895b00.jpg

 Посвящение рабочего времени исключительно разговорам с коллегами или мониторингу социальных сетей служебному росту явно не способствуют. А если сотрудник ловок, умен и высококвалифицирован — логично, что рано или поздно его настигнет светлое трудовое будущее. Но как показывает практика пользователей Rabota.ru, существуют модели поведения, следуя которым можно основательно испортить самые радужные карьерные перспективы.
С помощью читателей нашего портала мы выявили пять теоретических способов загубить карьеру. Эксперты рынка труда, в свою очередь, проанализировали эти «методы» и рассказали, действуют ли они на практике.

Способ № 1. Конфликты с руководством

«Хочешь, чтобы тебя никогда не повысили? Поругайся с начальником!» — считает наша читательница Ольга Андреева. Она вот уже второй год пытается занять управляющую позицию в металлургической компании. И, вероятно, давно бы реализовала свое желание, если бы не систематические ссоры с непосредственным руководителем.

«У меня хороший опыт работы — я и сюда устраивалась с условием, что в моем индивидуальном плане развития будет значиться повышение максимум через полтора года. Однако моя начальница тормозит данную процедуру. Вероятно, потому что мы постоянно конфликтуем, причем из-за мелочей: то служебную машину не можем поделить, то мои туфли идут в разрез с дресс-кодом или говорю не то и смотрю не так. Обидно, что из-за таких глупостей я никак не могу продвинутся дальше», — делится Ольга.

Глупости ли это? Если человек прекрасно выполняет свою работу, но в силу каких-то причин перманентно ссорится с руководством на почве бытовых или личных вопросов (например, из-за кондиционера, музыкальных пристрастий или цвета галстука), может ли он рассчитывать на повышение?

Софья Баженова, руководитель отдела персонала группы компаний «Элком», утверждает, что конфликты, безусловно, не помогут получить повышение в должности: «Частые ссоры могут привести к серьезным последствиям в карьере сотрудника и повлиять на его дальнейшее пребывание в этой компании. Как говорится, вся жизнь — театр, и люди в ней — актеры. Надо уметь работать в коллективе».

Вера Игнаткина, управляющий партнер центра развития карьеры AimToAction, рассказывает, что конфликты, возникающие из-за бытовых и личных вопросов, всегда имеют место в любой организации, при этом они, как правило, не зависят от того, какие должности занимают конфликтующие стороны.
«Чем отличается руководитель (любого уровня, не только топ-менеджер) от простого исполнителя? Помимо более глубокого знания вопроса, опыта, реальных достижений, тем, что умеет решать любые вопросы, умеет договариваться с кем угодно и находить креативное решение любой проблемы. Так и в описанной ситуации: если сотрудник хорошо выполняет свою работу и подает надежду на повышение, но постоянно ругается из-за мелких бытовых проблем, при этом ничего не предпринимает к их разрешению, руководителю стоит подумать: а зачем, собственно, необходимо повышать этого человека?» — добавляет эксперт.

Способ № 2. Демонстрация превосходства

Превосходство бывает как визуальное, так и материальное. Красота, конечно, спасет мир, а вот карьеру может и испортить. В интернет-пространстве бытуют истории, в которых очень красивая девушка никак не могла устроиться на работу. А одному из наших пользователей было отказано в трудоустройстве только потому, что он пришел на финальное собеседование в костюме дороже, чем у руководителя компании.

В багаже наших экспертов тоже имеются похожие истории.

«У генерального и финансового директоров были прекрасные отношения. Однажды они решили совместно выехать на природу. Выяснилось, что у первого машина была хуже, чем у второго. В этом не было ничего такого предосудительного. Но вскоре их отношения разладились. Не все директора адекватно относятся к таким вещам», — говорит Владимир Якуба, старший партнер компании Tom Hunt.

«Недавно мне рассказали такую историю: кандидат на позицию охранника пришел на собеседование в свитере, а на руке (случайно задрался рукав) у него красовался хронометр Rolex стоимостью тысяч этак сто. Странно, не правда ли? Также вспоминаю случай, когда среди хобби одной из наших клиенток, претендующей на позицию ассистента менеджера по маркетингу, были гольф, яхтинг и горные лыжи. Сразу назревает вполне логичный вывод: либо у человека есть "левые" (причем неплохие) доходы, либо его кто-то содержит. В обоих случаях возникает резонный вопрос: а зачем этому человеку работа?» — поделилась Вера Игнаткина.

Поэтому если у вас есть желание никогда не продвинуться по служебной лестнице, можете смело щеголять в шиншилловой шубе, когда начальство носит, например, скромное пальто.

Чтобы не нанести ущерба своему карьерному росту, Владимир Якуба также рекомендует в присутствии вышестоящего руководства не пытаться быть умнее:

«Самый хороший подчиненный — тот, на фоне которого начальник выглядит особенно впечатляюще. Его должность уже доказывает его исключительность и дает ему право на большее внимание и уважение к нему, чем к любому его подчиненному. Поэтому не кичитесь с теми, с кем нельзя этого делать».

«Если ситуация сложилась так, что ваш непосредственный начальник — увы, достаточно посредственный и не особенно одаренный человек (да и внешне он тоже малопривлекателен), то я бы рекомендовала не выделяться. Иначе не то что карьерного роста не видать как своих ушей, но и вообще работать спокойно не дадут — будут постоянные придирки по поводу и без. А вот если руководитель начнет "подтягиваться" под ваш уровень, например, сменит мешковатую одежду на деловой костюм, подстрижется и вообще приведет себя в порядок (скажем, до уровня ухоженного человека), то можно попробовать выглядеть на работе так же, как и всегда. Это с одной стороны. С другой стороны, консультанты по карьере уверены: чтобы занять вышестоящую позицию, всегда надо выглядеть так, как будто ты ее уже занял», — замечает Вера Игнаткина.

Способ № 3. Дружба с конкурентами

Андрей Ч., бывший редактор крупного глянцевого журнала, перешел на пост шеф-редактора в издание более мелкое, при этом отношения с прежними коллегами сохранил дружеские и теплые. Нужно сказать, что издательские дома находились друг от друга на расстоянии квартала, поэтому Андрей частенько захаживал в гости на старое место работы и обедал с экс-коллегами в близлежащем кафе. Проблемы с новым начальством начались очень скоро: Андрея обвинили в дружбе с конкурентам, заподозрили в разглашении информации и стали внедрять «профилактическую политику» — загружать невыполнимыми заданиями, увеличивать объем работы и сокращать сроки на ее выполнение. Но самое обидное — от дружелюбного шеф-редактора начали утаивать данные, которые, по мнению его руководства, могли быть переданы в конкурирующее издание. Стоит ли говорить, что качество работы Андрея понизилось в разы...

Владимир Якуба считает, что такой метод ликвидации карьеры вполне реален. Однако добавляет — иногда данный способ может не ухудшить, а наоборот — улучшить рабочую ситуацию: «Зачастую многие сотрудники дружат с коллегами из конкурирующих фирм, делятся с ними событиями из жизни компании, однако на их дружбу это не влияет. Если руководитель грамотный, то он сразу поймет, что данные отношения можно использовать во благо его организации, узнавая секреты конкурентов из первоисточника. Истина рождается в споре, а успешная компания — в конкурентной борьбе».

Вера Игнаткина подтверждает, что подобная ситуация может негативно отразиться на карьерном росте — очень мало работодателей будут приветствовать дружбу с конкурентами. Чтобы данный способ не стал причиной испорченной карьеры, эксперт советует на этапе трудоустройства сообщать об этом (сотруднику отдела персонала либо непосредственному руководителю): «Если вас просят подписать локальный нормативный акт о неразглашении коммерческой информации (а там, как правило, прописывается условие отсутствия взаимодействия с конкурентами), не подписывайте его, либо подписывайте, но с определенной оговоркой (типа, с пунктом Х не согласен, так как с компанией Y уже установлены партнерские отношения). А вдруг в этой компании работают родственники? Что же тогда — перестать с ними общаться?»

«Если вы дружите с представителями конкурирующей организации, старайтесь ограничивать ваше общение только личными темами. К сожалению, прошло время коммунизма, когда все компании были государственными и делить было нечего. Сейчас, в период жесткой конкуренции, дружить с "противниками“ невыгодно для работника. Не стоит афишировать такую дружбу», — резюмирует Софья Баженова.

Способ № 4. Чрезмерная лояльность

Существует один простой способ избежать карьерных высот. Нужно просто быть довольным своей работой, зарплатой и прочими трудовыми радостями. Работника, которого все устраивает, не хочется баловать премиями или повышениями. Зачем? Ему и так все нравится.

Пользователь нашего форума рассказал, как в подобную ситуацию попала его коллега: «Она всегда демонстративно восхищалась системой мотивации нашей компании, методиками управления персоналом, рабочим местом, а главное — руководителем. Только почему-то ей редко выписывали прибавку к зарплате и не давали интересных заданий, а наоборот — скидывали всю рутинную работу. Видимо, решили, что раз ей все нравится — значит, и ни к чему стимулировать человека».

Действительно ли негативно отражается на работе избыточное восхищение собственной компанией?

Владимир Якуба говорит, что чрезмерная лояльность сотрудника может стать камнем преткновения на пути построения успешной карьеры.
«На довольных обращают мало внимания. А сотрудники, которые высказывают свое мнение и предлагают новые идеи для развития, ценятся руководством гораздо сильнее. Но это не означает, что нужно бросаться на амбразуру с замечаниями и комментариями. Нужно быть ярким, предлагающим, инициативным», — рассуждает эксперт.

«Это не карьерист, а стопроцентный лицемер. Вспоминаю случай, как на одной из моих бывших работ мы играли в "Что? Где? Когда?". На обсуждение вопроса была минута, каждый участник команды высказывал свое мнение. Затем капитан должен был выбрать правильный ответ. Так вот, одна такая сотрудница при обсуждении всегда молчала, а под конец минуты выбирала ответ руководителя — вне зависимости от того, был ли этот ответ правильным или нет. Иначе говоря, людей, которых все устраивает, нет. Если человек не отстаивает свою точку зрения, а просто соглашается со всем, что ему предлагают, повышения по карьерной лестнице ему не видать никогда. Как в приведенном примере, если он не может взять на себя ответственность во время простой корпоративной игры, тогда как же он сможет отвечать за порученное ему дело и подчиненных? Никак», — комментирует Вера Игнаткина.

Способ № 5. Высокая квалификация

Комментарии наших пользователей к статьям, касающимся продвижения по служебной лестнице, пестрят утверждениями из разряда «Для того чтобы испортить карьеру, не нужно особо усердствовать — необходимо просто хорошо выполнять свою работу». Грамотного, инициативного и активного специалиста никогда не повысят. Во-первых, он нужен «здесь и сейчас». Во-вторых, страх, что этот прекрасный сотрудник «подсидит» руководство, сильнее желания оставить в компании ценного работника.

Что это? Закономерность или единичные случаи? Получается, что бесполезно стараться на благо компании — все равно придется сидеть миллион лет в исполнителях?

Владимир Якуба думает, что, скорее всего, это миф: «Если специалист достоин большего, то и в карьере он добьется многого. Когда видно, что работник — человек очень умный и обладает высокой квалификацией, это отлично. И если такой специалист ценен на своем настоящем месте, руководителю стоит понять, что незаменимых нет. Бывают ситуации, в которых ценность сотрудника для компании выше, чем ценность компании для данного сотрудника. Хороший руководитель обязан осознавать — ценного специалиста необходимо мотивировать, повышать в должности, увеличивать его компенсационный пакет, иначе он уйдет из компании».

Вера Игнаткина с мнением пользователей не согласна, поскольку ни один топ-менеджер не родился топ-менеджером. Каждый начинал с нуля, а значит — рос в профессиональном и карьерном плане.

«Что такое карьерный рост? Как правило, переход на следующую ступеньку. Давайте представим ситуацию: вы работаете заместителем главного бухгалтера. Следующая ступенька для вас — это должность главного бухгалтера. Можете ли вы ее занять, если главбух — жена генерального директора и увольняться не собирается? Нет. Даже пытаться "подсидеть" не стоит — не получится. Но вы можете занять эту должность в любой другой компании, где она освободилась.
Другая ситуация. Вот вы думаете, что вам никогда не занять позицию руководителя, а этого самого руководителя все так достало, что он сидит и думает, подходите ли вы на его должность. У него-то в планах уйти из компании. И если вы не будете проявлять рвение к работе, то он пойдет искать себе замену на стороне. Только в этой ситуации главное — не переусердствовать, чтобы он, не дай Бог, не подумал, что вы хотите его подсидеть, в то время как он доволен работой», — резюмирует эксперт.

Безусловно, все советы и рекомендации носят субъективный характер. Что бы ни случилось, главное — помнить о здравом смысле и действовать в зависимости от обстоятельств. Ведь каждая ситуация, касающаяся развития или ликвидации карьеры, — индивидуальна.

Источник: Тамара Рукосуева