В нехватке бензина в Приморье, по всей видимости, виноваты железнодорожники

- Скорее речь идет не о нехватке бензина, наблюдается нестабильность поставок топлива в Приморье по железной дороге, - рассказал

11:23, 24 июня 2011 Политика
43901be3c9c9fedbbc3d03bdef83b249.jpg

Таблички «бензина нет» вновь вывешены на ряде независимых автозаправках края. К середине июня в Приморье повторилась майская ситуация: скачок цен и отсутствие топлива на ряде АЗС.

В начале недели, по данным краевого управления Федеральной антимонопольной службы, более половины независимых топливных операторов Приморья приостановили продажу самых востребованных марок бензина. Крупные поставщики вновь переписали ценники: 92-й бензин отпускали почти по 28 рублей, 95–й до 30 рублей за литр. Причем даже за подорожавшим топливом выстраивались очереди. В ряде районов можно было наблюдать картину двадцатилетней давности: у обочины дорог, ближе к пригородным АЗС, пристраивались автоцистерны, предлагающие предлагали высокооктановый бензин по 31-33 рубля за литр. В желающих залить топливо неподтвержденного качества и за такую цену недостатка не было.

- Скорее речь идет не о нехватке бензина, наблюдается нестабильность поставок топлива в Приморье по железной дороге, - рассказал «В» замруководителя краевого управления Федеральной антимонопольной службы Виктор Трякин. – ДВЖД «забита» различными грузами, направляемых, в том числе, и в адрес строителей объектов АТЭС-2012 во Владивостоке. Мы просим создать «зеленую» улицу составам с ГСМ, но это, как сами понимаете, весьма проблематично. Сейчас к контролю за прохождением цистерн с ГСМ подключились прокурорские структуры, думаю, ситуация несколько стабилизируется.

Что касается повышения цены, то специалисты Приморской УФАС ведут мониторинг запасов бензина в крае и анализируют, насколько обоснованно повышение цен у доминирующих субъектов. Они обязаны уведомлять УФАС, если планируют повышать цены более чем на 5 процентов в квартал.

- В сложившейся ситуации компании добровольно сообщают нам о любом изменении в ценообразовании, - отметил Виктор Трякин. - И нарушений законов со стороны участников топливного рынка не отмечено.

По мнению продавцов бензина, нестабильность с обеспечением топливом связана с вмешательством государственным структур в рыночный механизм. Под нажимом федеральных властей, обеспокоенных ростом цен на топливо, да еще в разгар посевной кампании, крупнейшие розничные предприятия еще в апреле вынуждены были понизить стоимость бензина - в среднем по Приморью почти на 2 рубля. При этом оптовые цены никто не снижал. В итоге розница понесла убытки.
Поставщик топлива на местный розничный рынок – ОАО «Приморнефтепродукт», который обеспечивает около 30 процентов потребляемого краем автотоплива, входит в структуру НК «Альянс». В мае месяце «Альянсу» удалось в значительной степени сократить появившиеся убытки от розничной реализации бензинов в стране за счет экспорта. Однако введенные чиновниками запретительные пошлины на прямогонный бензин (сырье для производства высокооктанового бензина) привели к тому, что компания не смогла добавлять к утратам от реализации бензинов на внутреннем рынке еще и потери от экспорта нефти. «Альянсу» пришлось несколько сократить объемы переработки сырья. И поднимать цены на бензин. В том числе и на продукцию Хабаровского НПЗ, который поставляет бензины, в том числе, и на АЗС Приморья.
По тем же причинам подняла цены и «Роснефть», в чью структуру входит основной поставщик топлива на приморский рынок – нефтеперерабатывающий завод Комсомольска-на-Амуре. «Роснефть» обеспечивает своей продукцией, в первую очередь, собственные АЗС. Оставшиеся небольшие объемы достаются и независимым продавцам. Кроме того, ранее «незалежные» дальневосточные АЗС возмещали нехватку объемов бензинов - порядка 15 тыс. тонн топлива в месяц - у сторонних нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), прежде всего Ангарского, Омского и Уфимского.

Как считают эксперты, «Роснефть» до последнего держала в регионе относительно низкие цены, при которых поставки с уральских заводов прекратились. В итоге дефицит в регионе, по оценкам Минэнерго, на сегодня составляет порядка 10 тыс тонн в месяц. Например, испытывает перебои с поставками бензина с Ангарского НПЗ один из независимых розничных продавцов бензина - сеть АЗС «Benzo», насчитывающая свыше 10 заправочных станций на территории Приморья.

Как уверяют эксперты, рост цен на бензин неминуем. По прогнозам специалистов Международного энергетического агентства, озвученным на недавнем экономическом форуме в Санкт-Петербурге, спрос на «черное золото» стремительно возрос и после почти двухлетнего экономического спада вернулся к нормальному уровню гораздо быстрее, чем это предполагалось. Что касается отсутствия топлива на независимых АЗС, то все эксперты утверждают: это проблема ритмичности поставок нефти в регион.

- Сейчас «Альянс» прорабатывает возможности увеличения объемов реализации топлива, - рассказал «В» руководитель пресс-службы НК «Альянс» Андрей Румянцев. - Потребуется дополнительная закупка вагонов-цистерн для транспортного подразделения компании, что выльется в существенные траты - 2,5 млн рублей за вагон. Кроме того, ситуация на железной дороге напряженная: та не справляется с возросшими объемами грузов, к тому же периодически приоритет отдается углю в ущерб жидкому топливу.

В администрации Приморского края ситуацию с обеспечение топливом считают стабильной. Как сообщили в департаменте экономики, поддержки предпринимательства, развития конкуренции, инвестиций и контроля подготовки к саммиту АТЭС Приморского края, в настоящий момент филиал № 4 «РН-Востокнефтепродукт» начал мелкооптовую реализацию для владельцев частных АЗС. После поступления отгруженных ранее бензинов, 23-24 июня нефтепродукты в полном объеме и ассортименте реализовываются мелким оптом автомобилистам.

Выделенных на июнь ресурсов достаточно для удовлетворения спроса по заявкам свободных трейдеров, - отметили в администрации Приморского края.