Моторы модернизации: завтра начинается сегодня – Борис Грызлов

В последние два месяца мне довелось объездить больше десятка регионов страны, побывать в уникальных наукоградах и инновационных центрах,

14:12, 18 апреля 2011 Политика
25022f59397a14d7bc04292b9b157d84.jpg

В последние два месяца мне довелось объездить больше десятка регионов страны, побывать в уникальных наукоградах и инновационных центрах, уже сегодня готовых предложить стране то, без чего ей не жить завтра.

Я познакомился с огромным количеством людей, от которых зависит успех реализации Стратегии 2020 и модернизации страны. Ученые и изобретатели, предприниматели и управленцы, студенты и преподаватели. Они не говорят о модернизации – они делают ее своими идеями и проектами, создают региональные активы.

Без такого совместного поиска и обмена опытом нам не осилить ключевую для успеха модернизации задачу – не построить мост между идеей и ее внедрением.
Речь идет о вполне конкретных вещах: технопарках, венчурных инвестициях, микрофинансировании. Одна из задач, которые ставятся в регионах и на местах, – определить все душащие инновационную активность факторы и выработать рецепты их преодоления, своего рода «дорожные карты».

Какие-то из этих решений могут быть реализованы в рамках действующего законодательства, каким-то требуется особое правовое регулирование. А значит, возникают новые задачи для парламентского большинства в Государственной Думе и для Ассамблеи российских законодателей, которая объединяет парламенты всех регионов нашей страны и которую коллеги доверили мне возглавлять.

Досье гениев

Нужно дать дорогу изобретениям, вязнущим в болотах властной и научной бюрократии. Как этого добиться?
Для этого сейчас создается сеть экспертных советов (по перспективным отраслям нашей экономики) при ведущих образовательных и научных центрах в обеих столицах и в других регионах.
Задача советов – вести экспертизу инновационных проектов для достижения практических результатов. «Сырье» для экспертизы поступает в том числе из банка данных, который создается в рамках союза некоммерческих организаций «Национальная инновационная система».
Из тысяч, просеянных через сито советов, идей и предложений, выделяют десятки с жизнеспособной перспективой. На их проектное оформление затем планируется выделять гранты. Ну а дальше должно вступать уже венчурное финансирование доводки идеи до промышленного образца.

Посевной фонд инвестиций

Счастье действительно не в деньгах, и даже не в их количестве. Понятно, что проблемы выхода на инновационный путь не решить механическим наращиванием инвестиций. Важнейший вопрос: а как определить, какой именно инновационный проект имеет перспективу?
Одновременно с усилиями экспертных советов и сами регионы ищут решение проблемы. Региональные венчурные фонды рассматривают сотни инновационных идей, но – лишь единицы инновационных проектов. Ведь проект, помимо идеи, это еще и стратегия, и коммерциализация, и маркетинг, и опытные образцы. Кто возьмет на себя такие риски? «Старт-ап» фонд, решили в Твери, и создали первый в России региональный фонд посевных инвестиций. Он предлагает до миллиона рублей вложений в отдельную идею, обеспечивающих не только ее упаковку в проект, но и – испытание рабочей команды инициатора. Так кардинально снижаются инвестиционные риски.

Парки инновационного периода

Стать успешной инновационная компания может только при соответствующем запросе экономики. Но ей не нужен кот в мешке, а представить действующий образец большинство новаторов не может. Нет соответствующих доступных услуг. Заводы не хотят возиться с единичными изделиями либо заламывают за них неподъемную цену. Опыт решения такой проблемы нарабатывается сейчас в техно- и индустриальных парках.
Замечательный пример в этом смысле дает технопарк в Новосибирске. Там создан так называемый центр прототипирования, где на самом современном оборудовании можно сделать любой образец. Благодаря этому изобретатели и малые предприятия могут, условно говоря, «воплотить свою идею в металле».
При этом практически все руководители технопарков и инновационных центров в регионах сетуют на дефицит специалистов, профессионально занимающихся инновациями. Ведь даже если есть деньги, но нет управляющего ими менеджера – проект не пройдет. Здесь примером кадровой кузницы может являться молодежный инновационный центр «Система-Саров» в Нижегородской области, на базе которого создается система подготовки специалистов разного профиля для высокотехнологичных инновационных компаний.

Даешь молодежь!

Особая группа проблем – вовлечение в модернизацию молодежи и стимулирование ее творческой активности.

В России полторы тысячи ВУЗов, 600 из которых государственные – колоссальный потенциал. С принятием федерального закона № 217, студенты могут зарабатывать «профильным» бизнесом, не отходя от лабораторий и кафедр, вкладывая в уставной капитал малого инновационного предприятия свою интеллектуальную собственность. Остается лишь дерзать, так нет: закону второй год, а вузовских предприятий пока только порядка семисот. Хотя могло бы быть тысяч десять – на мой взгляд, они должны быть как минимум на каждом факультете университетов, и желательно – на каждой выпускающей кафедре.

Здесь есть вопросы для законодателей. Во-первых, сразу возникла проблема с предоставлением в аренду по упрощенной процедуре помещений ВУЗа малым предприятиям. Для ее решения мы приняли соответствующий закон. Во-вторых, надо развивать систему оценки интеллектуальной собственности, которая вкладывается в эти малые предприятия. Это более сложная проблема, но мы ее обсуждаем и будем последовательно решать.

На всех встречах в регионах говорилось о необходимости совершенствования законодательной базы для развития инноваций в целом. Такая работа тоже идет. В Государственной Думе сейчас готовится к рассмотрению законопроект «О государственной поддержке инновационной деятельности», в рамках которого планируется закрепить базовые подходы к решению задач инновационного развития – безусловно, стратегических для нашей страны.

Все перечисленное, конечно, не исчерпывает проблем, с которыми сталкиваются участники модернизации в регионах. Как не исчерпываются и возможные пути их решения. Здесь регионам и центру, науке и бизнесу, законодателям и новаторам-практикам предстоит постоянный обмен мнениями, чтобы сформировать единое понимание сути и целей модернизации.

Борис ГРЫЗЛОВ, председатель Государственной думы