На что может рассчитывать плохо одетый и невоспитанный профессионал?

Хорошее образование и богатый послужной список — ваше резюме так и манит работодателей. Но каждое новое собеседование приносит с собой

13:22, 26 февраля 2011 Общество
eb4f75704776a42c74f0b2e08def1bab.jpg

 Хорошее образование и богатый послужной список — ваше резюме так и манит работодателей. Но каждое новое собеседование приносит с собой новый отказ: от вежливого «Вы нам не подходите» до молчаливого, без каких-либо объяснений. Неужели профессиональные знания и опыт — не единственные критерии отбора кандидатов?

«Отверженные» соискатели нередко задаются вопросом: почему меня не взяли, если я подходил под все требования? Казалось бы, вакансия была написана как под вас и ваших знаний и умений с лихвой хватило бы для выполнения должностных обязанностей.

Но, как показывает практика, хороший профессионал — не всегда хороший работник. Кроме высокой квалификации и богатого опыта, есть еще масса факторов, по которым оценивают, а потом отсеивают кандидатов.

Об этих факторах не принято говорить вслух. Редко кто из работодателей честно сознается, что кандидат остался за бортом из-за толстых лодыжек или потертых джинсов. Скорее «неподходящий» соискатель получит вежливую отписку или услышит рассказ о встрече с очень-очень подходящим кандидатом.

Портал Rabota.ru решил разобраться в этой ситуации и узнать, что скрывается за фразой «Извините, вы нам не подходите», если вы уверены, что подходите больше всех...

Главное, чтобы костюмчик сидел

Жирной точкой на любой кандидатуре уже в самом начале собеседования может стать неподобающий внешний вид. Вслух, конечно, никому не скажут, что помятый костюм далек от делового стиля, но в работе, вероятнее всего, откажут.

«Наиболее распространенный пример — игнорирование business look для сотрудников, претендующих на работу во front office, и сотрудников, претендующих на руководящую должность, — комментирует Надежда Ляховская, руководитель отдела по связям с общественностью Adecco Group Russia. — Безусловно, для дизайнера или специалиста другой творческой профессии приход на собеседование в джинсах не будет считаться ошибкой. Но если в джинсах приходит соискатель, претендующий на более "формальную" или высокую должность, особенно в западной компании, — это будет серьезной промашкой с его стороны».

«В компании может быть принят стиль одежды casual, но на собеседование все же нужно прийти в классической одежде бизнес-стиля, — продолжает Ильгиз Валинуров, президент корпорации Business Connection. — Например, есть стереотипы относительно программистов, которые всегда в джинсах и свитерах. Но работодатель, увидев среди десятка кандидатов одного "приличного" (одетого в офисную одежду), остановится именно на нем. Проверено!»

Чуть менее распространенный, но от того не менее существенный фактор отказа, по мнению эксперта Надежды Ляховской, — это неухоженный вид соискателя: «Немытые/непричесанные волосы, неаккуратные ногти, отчетливый запах пота или удушливый запах парфюма, несвежая одежда и прочее также могут свидетельствовать не в пользу претендента на вакансию. Особенно если вакансия предполагает общение с людьми: специалист по работе с клиентами в банке, ресепшионист».

Кроме того, нередко дать кандидату от ворот поворот могут из-за каких-то физических недостатков или некоторых особенностей внешности (например, полноты, низкого роста, кривых зубов). Впрочем, и соответствие всем стандартам красоты, как считает участница форума под ником kvsh, может отпугнуть работодателя.

«Красота может и мешать. Я действительно красивая (без ложной скромности) и привыкла хорошо и стильно одеваться. И зачастую это наоборот отпугивает работодателей: воспринимают как "гламурную" девушку, избалованную, капризную. Очевидно нежелание девушек-рекрутеров принимать на работу "красотку", на которую будут смотреть мужчины-сотрудники. Неужели надо одеться в дешевый костюм с рынка, чтобы найти работу?»

Кроме всего прочего, поводом для отказа могут стать татуировки, пирсинг и даже брекеты.
«Был случай в практике, когда мы отказали кандидату в продавцы-консультанты из-за розового ирокеза на голове, так как это не соответствовало имиджу компании», — поделилась Наталья Лебедкина, руководитель кадрового агентства «Работа для Вас».

Ах, что за манеры!

Безупречный внешний вид, конечно, важен, но не менее важны поведение и манеры интервьюируемого. Что же может не вписаться в офисный стиль поведения?
«Сюда относятся попытки соискателя установить неформальные отношения с интервьюером — переход на "ты", панибратство, заигрывания, попытки давления на рекрутера, — рассказывает Надежда Ляховская. — Подобная манера поведения встречается довольно часто, особенно если есть существенная разница в возрасте между интервьюером и кандидатом, или если на собеседование приходит человек, претендующий на высокую позицию».
Интересным примеров недопустимого поведения на собеседовании поделилась участница форума Rabota.ru под ником Янина Стремсхолм:
«Однажды пришла ко мне на собеседование дама лет сорока, из тех кого называют "зе бьютифул уан". Так вот, она за тридцать минут раз пять вытаскивала зеркальце из сумки и подкрашивала губы и ресницы».
По словам Надежды Ляховской, не добавляет кандидатам шансов и игнорирование элементарных правил бизнес-этикета: «Например, соискатель опаздывает на собеседование на полчаса-час, но не считает нужным предупредить о своем опоздании и не извиняется за опоздание после прихода».

Кандидат, будь человеком!

Многие эйчары могут легко «завернуть» кандидатуру соискателя и из-за каких-то ярко выраженных личностных качеств. Например, вряд ли вызовут симпатию у рекрутера: неадекватная самооценка, хвастовство, чрезмерная скромность и — наоборот — излишнее высокомерие.

«Однажды мы подбирали кандидата на вакансию администратора магазина, и на встречу пришел очень приятный молодой человек, — рассказывает Наталья Лебедкина. — Но уже с порога он оскорбился моим обращением к нему по имени и попросил называть его строго по имени-отчеству. Я объяснила, что у нас между сотрудниками принята европейская манера обращения на "вы" и по имени, а исключение составляют лишь президент компании и генеральный директор, к которым мы обращались по имени-отчеству. Молодой человек выслушал, но продолжал настаивать на своем. В процессе беседы сразу стало ясно, что он не сможет принять условия корпоративной этики и сработаться с коллективом».

Еще одно типичной ошибкой соискателя может стать желание приукрасить действительность. «Обманывать потенциального работодателя на собеседовании нельзя даже в мелочах, так он потеряет доверие и к правде, которую вы ему сообщите», — считает Ильгиз Валинуров.

«Установленный факт обмана или сомнения в достоверности информации, предоставленной соискателем, способен сильно испортить впечатление от интервью, — поддерживает Надежда Ляховская. — Многие вопросы на собеседовании зачастую бывают направлены именно на то, чтобы подтвердить или опровергнуть ранее сказанное кандидатом, увидеть его реакцию на тот или иной вопрос, проверить свои догадки или опасения. Таким образом часто и выявляются "приукрашивания" и попытки ввести в заблуждение».
Причиной неудач на интервью, по мнению эксперта, может также стать отказ соискателя дать контакты рекомендателей (или предоставить письменные рекомендации) без объяснения причины.

Какие «дыры» залатать в биографии

Эксперты убеждены, что в отношении личной жизни соискателей у работодателей нет четких критериев отбора. «Кому-то важнее стабильность в этом вопросе, — полагает Ильгиз Валинуров. — Другие считают, что человек "без обязательств" сможет больше времени отдавать работе».
Судя по высказываниям пользователей форума Rabota.ru, одинаково хорошо/плохо быть и семейным и холостым.
«Я полгода ищу работу. Где берут, условия ужасные, а где все хорошо, я не подхожу, — рассказывает участница форума ness82. — Вот однажды позвонили и сказали: "Профессионально вы нам подходите, но вы не замужем и у вас нет детей, поэтому мы вынуждены вам отказать"».
«Моя жена прошла первое собеседование, на втором было очень много личных вопросов, а на третье ее не пригласили! Причину она вытребовала: "Вы уже замужем, но у вас пока нет детей, мы не собираемся через полгода или год искать вам замену на период декретного отпуска!"» — рассказал Николай сайту Rabota.ru Оренбург.
Конечно, корректировать эту часть биографии в зависимости от пожеланий работодателя невозможно. «Поэтому не стоит скрывать в резюме свое семейное положение, — советует Ильгиз Валинуров. — Пишите как есть и верьте в адекватность работодателя в этом вопросе. Тем более, что чаще всего личная жизнь кандидата не имеет никакого значения».

Нечто необъяснимое

Иногда случается и такое, что сами работодатели-рекрутеры-эйчары не могут объяснить, почему тот или иной кандидат не подходит компании. Как считают эксперты, большой объем информации о соискателе приходит интуитивно или, что называется, через шестое чувство.
Бывший менеджер по подбору персонала — участник форума под ником Хитрый Босс — даже собрал небольшую коллекцию из подобных необъяснимых причин отказов.
Приведем некоторые из них:
1. «Та девочка выглядит сексуальнее».
2. «Моей помощницей может быть любая дама, если ее не зовут Света»...
3. «У него нос красный — наверное, пьет».
4. «Слишком молодо выглядит для своего возраста».
5. «Я на работу шел, а она меня на переходе не пропустила».
6. «У него галстук в горошек, а у нас таких не носят».
7. «Не треплю женщин в брюках».
8. «На него обиделся мой попугай».

Я не червонец, чтобы всем нравиться!

Если вы — высококвалифицированный специалист, соблюдаете дресс-код, опрятны, аккуратны, воспитаны, вежливы, открыты и дружелюбны, но вам все равно отказали, не расстраивайтесь! Возможно, просто ваше биополе в этот раз не совпало с биополем эйчара. Как выяснилось, это тоже может стать причиной отказа...