Противостояние Россельхознадзора и Росрыболовства, конкурирующих за контроль над рыбной отраслью, неожиданно перешло в открытую фазу в ходе конфликта вокруг 6 тыс. тонн сайры, изъятых в Приморском крае у компании «Примрыбснаб». Судебные процессы по искам рыбопромышленников к ветеринарам, подозревающих Примрыбснаб в попытке ввоза «залежалой» импортной сайры, завершились небольшим преобладанием госведомства. Однако в ситуацию вмешался заместитель руководителя Россельхознадзора главный ветеринарный врач РФ Николай Власов, который разглядел за информационной кампанией козни Росрыболовства, пытающегося получить контроль над рыбной отраслью.
«Росрыболовство предложило отобрать у ветеринаров право контролировать безопасность рыбопродукции и передать ему, теперь ведомство лоббирует эту идею и параллельно ведет информационную кампанию против Россельхознадзора, – заявил Николай Власов на официальном интернет-форуме Россельхознадзора. – Чтобы ведомство получило полную власть над отраслью, оно должно сконцентрировать все бюджетные деньги, предназначенные для этой отрасли (уже есть у Росрыболовства). Госструктуре нужны функции нормотворчества – возможность задавать правила игры для предприятий, а также функции надзора, чтобы никто извне не мог оценивать, что происходит в отрасли. Росрыболовство в настоящее время как раз пытается получить соответствующие права».
С точки зрения главного ветеринарного врача РФ, Росрыболовство и близкие к ведомству СМИ поддерживают все, что подтверждает тезис «ветеринарам нечего делать у рыбы». Именно этим высокопоставленный чиновник и объяснил тональность освещения конфликта между Россельхознадзором и компанией «Примрыбснаб» (ПРС), одного из самых громких скандалов в рыбной отрасли Дальнего Востока за последние годы.
В 4-м квартале 2010 года краевое управление Россельхознадзора изъяло семь партий сайры весом около 6 тыс. тонн (оптовая стоимость – примерно 300 млн рублей), предназначавшихся для Примрыбснаба. Ветеринарные инспекторы обнаружили, что под коробками с сайрой с российской маркировкой были коробки с иероглифами без даты упаковки. Россельхознадзор не стал оформлять документы на рыбу, заставив ПРС сдать ее на склады временного хранения.
В региональном управлении Россельхознадзора называли продукцию контрафактной, прозрачно намекая, что в условиях дефицита сайры в 2010 году она могла быть доставлена только из Китая или Тайваня. Руководство Примрыбснаба возражало, что сайра предназначалась на экспорт в Азию, поэтому упаковка была оформлена в соответствии с требованиями покупателей. ПРС обжаловал действия ветеринарных инспекторов в Арбитражном суде Приморского края.
В целом первый этап судебных процессов по искам Примрыбснаба к Россельхознадзору прошел с переменным успехом. В случае с партией сайры на транспорте «Озерск» судья Дмитрий Самофал признал действия ведомства полностью законными, сохранив в силе решение об изъятии продукции. По иску о партии рыбы, изъятой с транспорта «Субару», судья Ольга Хвалько полностью удовлетворила требования компании, обязав Россельхознадзор разрешить выпуск продукции и вернуть сайру владельцам.
Еще по трем искам Ольга Хвалько признала незаконными действия ветеринаров, проставивших штамп «Выпуск запрещен». Однако эти решения обе стороны называют своей победой. Рыбопромышленники акцентируют внимание на официальном подтверждении незаконности действий Россельхознадзора, а чиновники указывают, что судья не обязывала их при этом разрешать ввоз рыбы.
«Основные усилия были направлены на внесудебные меры воздействия, – заявил замглавы Россельхознадзора. – Были угрозы физической расправой по отношению к должностным лицам Россельхознадзора. Информация об этом передана в правоохранительные органы. Был ряд публикаций в СМИ, близких к Росрыболовству, в которых Россельхознадзор обвинялся во всех смертных грехах».
Николай Власов подробно объяснил свою версию событий. По его словам, в 2010 году общий объем добычи сайры оказался более чем вдвое ниже обычного. Чиновник предположил, что производители могли «найти где-нибудь лежалую сайру и протащить ее на внутренний рынок». Главный ветеринарный врач РФ отметил, что по документам рыба была выловлена тремя сахалинскими компаниями («Сайра», «Сарган» и «Корифена»), перегружена на корабли ПРС и доставлена «для переработки в консервы для Росрезерва».
«По данным же российских пограничников, суда этих компаний встречались в море с тайваньскими судами «Фу Чунь» и «Лиан Ши Шен – III», – заявил Николай Власов. – Нам еще предстоит прояснить происхождение рыбы и, если будет подтверждено, что она тайваньского производства, – детали ее перегрузки на российские суда. Предстоит завершить расследование, выяснив, имели ли место контрабанда и шантаж».
«До конфликта нам было все равно, кто победит в войне РСХН и ФАР за право «стрижки» рыбаков, – заявил заместитель генерального директора Примрыбснаба Александр Булдык на форуме Россельхознадзора. – Мы уверены, что без регулярной «стрижки» они в любом случае не останутся. Мы лишь против тех ситуаций, когда эти парикмахеры увлекаются и с мехом пытаются оттяпать и голову».
По словам замгендиректора ПРС, вскоре после изъятия сайры некие посредники предложили урегулировать ситуацию, оформив груз за 2 рубля с каждого килограмма сайры – около 12 млн рублей за весь объем изъятой рыбы. Топ-менеджер сообщил, что 2 рубля за килограмм – это «стандартная ставка для браконьеров при оформлении рыбопродукции», а «краевое управление Россельхознадзора славится коррупцией».
Александр Булдык предположил, что руководство Росрыболовства замерло в ожидании развязки конфликта – уничтожения изъятой сайры. «Возможно, нужно пожертвовать пешкой, чтобы поставить мат, – рассуждает замгендиректора Примрыбснаба. – Я допускаю, что Росрыболовство ждет, когда Россельхознадзор начнет уничтожать 6 тыс. тонн рыбы за нарушение маркировки, и нанесет удар. Это ж какая картинка красивая получится – рыбу в крематорий, на всю страну можно транслировать».
Росрыболовство пока хранит молчание. «Я ничего об этом не знаю, – заявил руководитель пресс-центра Росрыболовства и председатель общественного совета при ведомстве Александр Савельев в телефонном разговоре. – Никаких трений с Россельхознадзором у нас нет, мы работаем с ними вместе – в одном правительстве России. Всего хорошего».
Конфликт Россельхознадзора с Росрыболовством вынырнул за приморской сайрой
Противостояние Россельхознадзора и Росрыболовства, конкурирующих за контроль над рыбной отраслью, неожиданно перешло в открытую фазу в х
Источник: Александр Галичанин, ФП
Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!