Мировые цены на продукты питания в январе 2011 года достигли своего максимума, превысив показатели трехлетней давности, когда «голодные бунты» захлестнули 30 бедных стран мира. В Приморье за прошедший год большинство основных продовольственных товаров подорожали более чем на 20 %. При этом в следующем году ритейлеры прогнозируют рост цен не меньший, а то и больший. Большинство работодателей не посчитали этот фактор весомым, чтобы поднять работникам зарплату. По мнению руководителей компаний, в сложившихся условиях потребители должны перераспределить свои затраты, тратя меньше денег на непродовольственные товары.
Сравнивая зафиксированные Приморскстатом январские цены за 2010 год с 2011 годом, можно удостовериться, что подорожал практически весь ассортимент основных продуктов питания.
Если своей заоблачной ценой гречка обязана сгоревшему урожаю, то феноменальное подорожание овощей — результат деятельности перекупщиков из европейской части России.
Ритейлеры уверены, что продуктовая инфляция в 2011-м будет такой же сильной, как и в 2010-м году.
«В прошлом году в мире создался дефицит продовольствия, во многих странах были распечатаны резервы, — объясняет Александр Агеев, директор по корпоративному управлению НТС. — Пополнение этих резервов будет создавать дополнительный спрос на урожай этого года. А если, не дай бог, будут какие-то коллизии климатические, цены подскочат еще сильнее».
Экономисты согласны, что рост цен на продукты в 2011 году может составить 20–30 %, но не торопятся объяснять ситуацию, сложившуюся на продуктовом рынке, исключительно глобальными факторами.
По их словам, это общая тенденция в условиях общей монополизированности нашей экономики. Участников рынка крайне мало, и они отлично друг с другом договариваются.
Во-вторых, здесь играет роль отсутствие государственного регулирующего механизма. Высокие цены выгодны государству.
«Представьте себе, что я производитель гречки. Чем выше цены, тем больше у меня прибыли. Чем больше прибыли, тем больше я выплачиваю налогов. Таким образом пополняется бюджет. Государство не самоубийца, оно не будет сильно настаивать на том, чтобы сильно снижались цены. Никто не берет смелость нажимать на бизнес, поскольку иначе он уйдет в тень. И будет только хуже», - считает экономист Рифат Гусейнов.
По его словам, для тех, у кого основную часть приобретений составляют товары длительного пользования, показатель инфляции будет во много раз ниже, чем для тех, чьи основные траты — коммунальные выплаты и продукты питания.
Работодатели соглашаются, что продуктовая инфляция бьет по карману горожан, однако не считают это достаточной причиной для повышения зарплаты.
«Мы поднимаем или понижаем зарплату в зависимости от конъюнктуры рынка труда, — рассказал топ-менеджер НТС Александр Агеев. — Никто из работодателей не связывает продуктовую инфляцию и зарплату, люди сами прогнозируют свои расходы, уменьшая траты на непродовольственные товары в пользу продуктов питания, мы же не обязаны отслеживать эту ситуацию».
Основные продукты питания за год подорожали на 200–300 %, и останавливаться не спешат
В основном инфляция
Источник: Владимир Иткин. Фото с сайта НГС
Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!