Иван Ургант оказался в пролете

Выпустив продолжение фильма, под который третье поколение российских хозяек строгает

11:57, 17 декабря 2010 Общество
ad7dfb464ddbd36420751852973ed3f1.jpg

Комедии, действие которых происходит среди мишуры и праздничных елок, можно выделить в отдельный жанр, преуспеть в котором удалось, пожалуй, только Ричарду Кертису в культовом новогоднем альманахе «Реальная любовь». Есть еще «Ирония судьбы», которая, при всех своих очевидных достоинствах, набила оскомину, как кислые мандарины. Выпустив продолжение фильма, под который третье поколение российских хозяек строгает «Оливье» и предновогоднюю сказку «Черная молния», режиссер Тимур Бекмамбетов решил не останавливаться на достигнутом. Возглавив команду молодых режиссеров, он снял «Ёлки» — киноальманах, представляющий собой нечто среднее между новогодним шоу Первого канала и полуторачасовым рекламным роликом.

Справка: «Ёлки» (2010, Россия), сборник из девяти комедийных новелл, действие которых разворачивается в Калининграде, Якутске, Казани, Уфе, Перми, Бавлах, Красноярске, Новосибирске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве. Режиссеры — Тимур Бекмамбетов («Ирония судьбы. Продолжение», «Ночной дозор») и др. В ролях: Дмитрий Медведев, Вера Брежнева, Иван Ургант, Сергей Светлаков, Сергей Гармаш. Длительность — 90 минут, бюджет — 170 млн рублей.

Фильм «Ёлки» начинается со сценки в калининградском детдоме. В порыве вдохновенного вранья его воспитанница объявляет себя дочерью президента Дмитрия Медведева. Другие дети предлагают ей доказать родство, попросив высокопоставленного родителя сказать в новогоднем обращении нелепую фразу «На Деда Мороза надейся, а сам не плошай». Небанальное решение предлагает друг девочки. Он где-то читал, что все люди на земле знакомы через шесть человек, поэтому набирает случайный номер и просит студента из Казани запустить просьбу по цепочке. И герои девяти новелл начинают передавать друг другу фразу, как эстафетную палочку.

Параллельно они становятся участниками событий с оттенком легкого бреда. Студент разговаривает с девушкой по «скайпу», пытаясь с помощью фантазии и гладильной доски убедить ее, что он серфингист, и каждое утро гуляет вдоль берегов Кубы. Флегматичному таксисту из Красноярска на заснеженной улице является популярная певица с томным прищуром и в лисьей шубе. Одинокая дама из Уфы в очках героини «Ночного дозора» под бой курантов выпивает шампанское, закусив направлением на рентген вместо бумажки с заветным желанием.

В меру абсурдные сюжетные повороты — результат работы коллективного разума и профессиональных сценаристов.

Создатели фильма утверждают, что в основу сценария легли лучшие из 20 тысяч новогодних историй, присланных жителями разных уголков России.

На этот невиданный для российского кино географический охват создатели «Ёлок» сделали главную ставку. Съемочная группа действительно побывала во всех городах, указанных на афише фильма. Однако из-за непродуманного монтажа или общей безликости отснятого материала их труды пропали даром. На экране в одинаковых городах идет легкий снег, в меру морозно и все элементы пейзажа, за редким исключением, украшены новогодней мишурой. Ради этих кадров за пределы МКАДа можно было не выезжать.

Так, в Новосибирске развивается действие двух зарисовок.

В первой карикатурная старушка встает на пути отмороженных райдеров — сноубордиста и лыжника. Во втором мелькает люминесцентной вывеской аэропорт «Толмачёво», где снимался эпизод с шоуменами Иваном Ургантом и Сергеем Светлаковым: у мнительного инженера (Ургант) возникает подозрение, что его сосед по креслу (Светлаков) летит в Санкт-Петербург к той же самой девушке, что и он. В мечтах он сбрасывает его с самолета, а в реальности — запирает в стеклянной курилке новосибирского аэропорта. Впрочем, паранойя быстро проходит, инженер отпускает соперника на свободу, а девушки оказываются разными.
Вера Брежнева сыграла в фильме саму себя и спела дуэтом с Никитой Пресняковым

Навязчивый продакт-плейсмент, который в «Иронии судьбы…» стал визитной карточкой Тимура Бекмамбетова, в «Ёлках» не просто сопровождает действие, а в буквальном смысле выводит из себя.

То есть превращает фильм в полуторачасовой рекламный ролик сети салонов мобильной связи, ювелирных украшений и известной авиакомпании, зеленый борт которой парит над условной Россией.

Но уже к середине фильма становится очевидно, что главной ошибкой его создателей стали не географические ляпы и не логотипы в кадре, а сквозной сюжет о сиротке Варе и президенте. Под его слащавой тяжестью картина трещит по швам, чтобы в финале лопнуть, обдав зрителей приторной массой предновогодних банальностей, сказанных президентом под бой курантов.

В конце концов, фильм о добром политике, который приходит в каждый дом и спасает сиротку от публичной порки, должен идти в разгар предвыборной кампании, а не в новогодние каникулы во всех кинотеатрах страны. Наверное, поэтому на фоне всеобщего слащавого пафоса никто из героев фильма не вызывает такой симпатии, как балбесы-райдеры, в припадке сентиментальности возвращающие старушке глазной протез, трогательно завернутый в кожуру от мандарина.

Источник: Дарья Староверова Кадры из фильма — kinopoisk.ru