В Музее автомотостарины Владивостока юбилей

Принято считать, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Но во Владивостоке живет энтузиаст, усилиями которого древний автолом

12:13, 15 декабря 2010 Общество
f66312b9120a74fefe0e6d509543c004.jpg

Принято считать, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Но во Владивостоке живет энтузиаст, усилиями которого древний автолом превращается в раритет. Это почетный гражданин города Владивостока, создатель музея автомотостарины Николай Шульжицкий, которому в прошлую субботу исполнилось 75 лет. Этой дате посвящена выставка, которая сегодня открывается в стенах музея Шульжицкого. Здесь будет шумно и многолюдно: в гости к Николаю Алексеевичу придут политики, бизнесмены, соратники и просто те, кто интересуется историей автомобилестроения. Корреспонденты «В» побывали накануне этих событий в гостях у юбиляра.

Об уникальных экспонатах музея автомотостарины, который сегодня является визитной карточкой города Владивостока, Николай Шульжицкий может говорить часами. Я попросила своего собеседника, чтобы он рассказал о себе, но постоянно ловила себя на мысли, что его биография тесно переплетается с историей отечественного автомобилестроения.

Николай Шульжицкий родился в городе Туапсе. Его родителей по комсомольской путевке направили поднимать экономику Дальнего Востока, так в 1938 году семья перебралась во Владивосток.

– Николай Алексеевич, когда у вас появился интерес к автомобилям?

– До 14 лет я занимался легкой атлетикой, но сам не заметил, как оказался в секции мотоциклистов при Доме пионеров. Мотоспорт был увлечением, а свою жизнь я хотел связать с авиацией. Но не прошел по состоянию здоровья, поэтому поступил в Дальневосточное высшее инженерно-морское училище на специальность «Судоремонт». Теперь такой уже нет...

Первый мотоцикл у меня появился в 1950 году. Это был «Индиан»-911. Я ездил на нем по улицам и пугал горожан.

– А чем он мог испугать владивостокцев?

– Внешним видом и, пожалуй, своим годом выпуска. Для нужд армии Россия закупила у Америки в 1914 году целую партию, и пара экземпляров оказалась во Владивостоке. Мы с друзьями три месяца работали в порту – таскали ящики и заработали 1100 рублей. На них и купили байк. Сначала его чинили, а потом катались по очереди.

В кузове жили куры

– А какой автомобиль был у вас самым первым и почему выбор пал именно на него?

– Это был ДКВ Ф-5 1933 года выпуска. У одного из жителей города в сарае стояли его кузов, в котором жили куры, и отдельно мотор. Я продал два своих мотоцикла и за 500 рублей купил все это богатство. Из него всю зиму собирал машину: перебирал двигатель, вытачивал детали, красил… Пришлось немало потрудиться, чтобы к лету автомобиль был на ходу.

В начале 80-х годов у меня появился новый автомобиль «Волга» (ГАЗ-24). Она была изумительно белого цвета. В то время это был один из лучших образцов советского автопрома. «Настоящим» директором называли тех, кто ездил на «Волге», правда, черного цвета.

Машину мне выделили по распоряжению крайкома партии. Дело было зимой. Я отправился на базу. Ее территория была засыпана глубоким снегом, поэтому, чтобы не ходить по нему, я взял ту, которая стояла у ворот. Она была без пепельницы, в царапинах и не заводилась.

– Так вы ее толкали до дому?

– Нет. Ее взяли на буксир, доставили в автопарк и привели в порядок. (Сегодня у Шульжицкого – «Тойота-Краун», которую подарил ему младший сын. – Прим. автора).

Они были первыми

– Где находились самые первые экспонаты вашего музея?

– Два десятка автомобилей сначала установили на площадке краевой ГАИ, прямо под открытым небом. В то время начальником был Волков, который всегда гордился нами и любой комиссии демонстрировал возможности уникальных машин.

А на месте, где сейчас располагается музей автомотостарины, находилась кислородная станция Дальзавода. В конце 90-х годов прошлого века эти помещения пустовали. Я пришел на прием к директору Дальзавода Сергею Кучеренко с просьбой посодействовать созданию музея. Он не отказал, но взамен попросил восстановить кислородную станцию на территории завода. К удивлению судоремонтников, работу мы исполнили быстро и за это по остаточной стоимости приобрели строения старой станции. Здесь в то время царила разруха. Сначала расчистили территорию, потом уложили асфальт. Нашли спонсора. Так общими усилиями и восстановили здание, а потом выкупили мастерскую. 28 марта 2001 года музей был открыт.

Николай Алексеевич не раз становился чемпионом края по мотогонкам. Видимо, гены передались по наследству. Сейчас ему помогают дети и внуки. Старший сын Олег – директор музея. Увлекались картингом внуки – Александр, Артур и Марк. Самый способный картингист – Марик. Не даром на базе музея работает спортивно-технический клуб «Гамма».

– Чем гордитесь больше всего?

– Я просто работал, – скромно отвечает юбиляр. – А партия посылала в самое пекло. К примеру, в 1973 году направили в автобусный парк, тот самый, который располагается на улице Корнилова. Несколько раз вызывали в горком партии, где председателем был Николай Мальков по кличке Кровавый. Он и отправил меня на передний фронт работы. Через три года проблема с общественным транспортом была решена. Ежедневно на маршруты города выходило 360 машин, а весь автопарк состоял из 450 единиц. Тогда же создали второй автопарк, в районе памятника минерам. В администрацию города направили обоснование, что он необходим для встречных перевозок. Каждое утро водителям приходилось совершать необоснованные пустые пробеги из отдаленных районов города.

– А что дороже – автомобили или мотоциклы?

– И то и другое. Недавно приезжал японец и просил продать первый «Харлей – Дэвидсон» (у них он называется «Рику», в 1933-1935 годах их выпускала японская промышленность). Все они были утеряны, но житель Приморья приехал на таком домой после боев в Маньчжурии. Еще один его земляк писал книгу о мотоциклах и попросил дать информацию о сохранившемся экземпляре. Мы выкатили его из гаража, подготовили, протестировали и даже покатались, но составитель каталога так и не приехал во Владивосток.

Сегодня в музее 40 автомобилей и 60 мотоциклов. В самой экспозиции выставлено 30 мотоциклов, а остальные ждут своей очереди. У нас имеются первые советские автомобили и мотоциклы, лимузин, вездеход и другое. Много машин, которые ходили по фронтовым дорогам. К примеру, «реликтовый» отечественный автомобиль ГАЗ ААА, который буквально вытащили из болота у поселка Арму.

Пароль не нужен, нужен автомобиль

– На выставке «Николай Шульжицкий: автомобиль – моя стихия» представлены фотодокументы разных лет. Что за любопытная автоколонна изображена на снимках 60-х годов?

– Мосфильм снимал во Владивостоке историко-революционный фильм «Пароль не нужен». С собой привезли реквизит – автомобили. Меня вызвали в крайком партии и попросили отремонтировать эти машины, чтобы они двигались не на буксире, а на собственном ходу. По сценарию герой актера Николая Губенко Василий Блюхер должен был появиться на фаэтоне. Это был 1967-й – юбилейный год. Исполнилось полвека Великой Октябрьской революции, и с участием этих авто планировалось провести торжественное шествие. Мы восстановили технику и еще целый месяц ездили по городу, после чего ее у нас забрали.

Полную версию этой статьи читайте в "толстушке" газеты "Владивосток" за среду, 15 декабря, или здесь

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!