Проблемы экологии вновь волнуют людей. О них можно услышать сегодня с экранов телевизоров, прочитать в центральных газетах. Засуха и последовавшие за ней пожары, в результате которых миллионы людей были вынуждены дышать дымом, лишний раз подтвердили это.
Очевидно: в сфере экологической безопасности нужно развивать как систему долгосрочного прогнозирования, так и механизмы оперативного реагирования и координации действий ведомств при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Требуется и совершенствование законодательной базы. В ходе осенней сессии Государственная дума планирует обсудить целый ряд инициатив: о правовом статусе добровольцев, участвующих в борьбе с пожарами; о расширении полномочий органов исполнительной власти в части оказания финансовой поддержки пострадавшим; о повышении пожарной безопасности в садовых товариществах.
Ответ на подобные вызовы требует и ресурсного обеспечения. Поэтому вопросы безопасности (в том числе в части противодействия угрозам природного характера) будут рассматриваться нами как один из приоритетов бюджета. Речь идет, в частности, об оснащении спасательных служб вертолетами и самолетами (в частности, еще 8-ми Бе-200), противопожарной техникой и оборудованием. Практика подтвердила: это действительно оправданно.
Кроме природных пожаров, обусловленных экстремальными погодными условиями, на повестке дня стоят и другие экологические проблемы. И для их решения требуется концепция устойчивого развития: концепция, обеспечивающая сохранение гармонии во взаимоотношениях человека и природы. И формировать ее исключительно на федеральном уровне невозможно. Невозможно хотя бы потому, что в каждом регионе, в каждом городе или районе есть своя специфика. И если где-то обстановка относительно благополучная, то в других местах вопрос загрязнения окружающей среды стоит, что называется, «в полный рост» вне зависимости от «капризов природы».
Чтобы убедится в этом, достаточно взять в руки перечень промышленных центров с особо высоким уровнем загрязнения воздуха (есть в России и такой). Даже внутри этого списка, где действительно благополучных населенных пунктов, по определению, нет, разница в объеме поступающих в атмосферу от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ просто огромна. В 2009 году она составила примерно 530 раз.
Столь значительный разрыв в экологическом состоянии городов очевидным образом подтверждает: решение задач, связанных с защитой окружающей среды, должно иметь сильную региональную составляющую.
Во-первых, необходимо отладить систему экологического мониторинга. Сейчас она функционирует далеко не везде. В итоге 40% городского (не говоря уже о сельском) населения живет в населенных пунктах, где вообще не производится контроль за состоянием воздуха. Можно конечно, говорить, что эти территории являются экологически благополучными; но в отсутствие мониторинга это утверждение останется лишь предположением. И, возможно, в некоторых случаях – излишне смелым.
Во-вторых, на местах особое внимание следует уделять крупнейшим источникам загрязнения. Их, на самом деле, не так много. В каждой конкретной территории их можно, что называется, «пересчитать по пальцам». Это, с одной стороны, позволяет наладить контроль над значительной частью негативного воздействия на природу. А с другой стороны – уделить этим предприятиям особое внимание в части стимулирования их модернизации.
Наглядным примером здесь способна послужить ситуация на некоторых предприятиях черной металлургии. Данная отрасль дает около 28% всех промышленных выбросов в атмосферу. При этом благодаря модернизации производств некоторым комбинатам удалось добиться впечатляющих результатов. В итоге, например, в Магнитогорске и Липецке объемы выбросов в атмосферу загрязняющих веществ сократились, в сравнении с 1992 годом, на сотни тысяч тонн ежегодно.
Все это относится к защите не только атмосферы, но и воды. В данной сфере, по экспертным оценкам, 50% всех сбросов приходится лишь на 110 предприятий.
В последние годы нам удалось добиться повышения внимания общества к вопросам, связанным с обеспечением чистоты воды. И это дает определенные результаты. Во всяком случае, сброс загрязненных сточных вод все это время неуклонно (хотя и не быстро) снижался. И если в 2000-м году он составлял 20,3 млрд. кубических метров, то в 2008-м – 17,1 млрд. кубометров. А в 2009-м году этот показатель снизился до 15,9 млрд. кубометров.
Тем не менее, говорить о том, что ситуация в данном секторе является благополучной, все еще не приходится. Достаточно сказать, что из более чем 2,3 млн. проб воды, взятых Роспотребнадзором в 2008 году из водопроводных сетей, действующим гигиеническим нормативам соответствовал только 71%.
Инновации в этой сфере (как, впрочем, и в любой другой) могут быть не только технологическими, но и организационными. В частности, в России уже есть успешный опыт введения в эксплуатацию объектов по очистке воды, созданных с участием иностранного капитала и на основе самых лучших технологий. И другие регионы вполне могут перенимать данный опыт.
Это еще раз подтверждает простую истину: нельзя противопоставлять экологию и экономику. Напротив, они вполне способны дополнять друг друга. И, реализуя курс на модернизацию страны, мы можем и должны одновременно заниматься экологией.
Борис Грызлов, председатель Государственной думы.
Добровольцы-пожарные получат правовой статус
Председатель Госдумы Борис Грызлов рассказал о проблемах экологической безопасности в связи с ситуацией с пожарами
Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!