Исполняется 10 лет с гибели подлодки «Курск»

АПЛ

13:16, 12 августа 2010 Общество
5850b2a70c9f830b0437fef1427162df.jpg

Сегодня исполняется 10 лет одной из самых трагичных катастроф в истории современной России. 12 августа в Баренцевом море во время учений Северного флота погиб атомный подводный ракетный крейсер "Курск" со 118 членами экипажа на борту.

Причины гибели новейшей подводной лодки с одним из лучших экипажей с первых же дней обросли множеством версий и слухов.

Как пишет «Российская газета», спустя 10 лет в западной прессе, да и в России опять обсуждают гибель атомохода и вновь ставят под сомнение результаты официального расследования Генпрокуратуры, которая не нашла виновных.

10 августа 2000 года АПРК "Курск" вышел на учения Северного флота. Утром 12 августа он условно атаковал крылатой ракетой "Гранит" эскадру во главе с авианосцем "Адмирал Кузнецов" и флагманом флота атомным крейсером "Петр Великий". Через несколько часов подлодка должна была добить условного противника учебными торпедами.

Однако в назначенное время вместо движения торпеды гидроакустик на крейсере "Петр Великий" зафиксировал хлопок, после чего корабль ощутимо тряхнуло. Командир "Петра Великого", капитан первого ранга Владимир Касатонов, выслушав доклад о хлопке, не придал ему значения. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов, также находившийся на крейсере, поинтересовался, что произошло. Ему ответили: "включилась антенна радиолокационной станции".
На самом деле на крейсере ощутили последствия взрывов на "Курске", который находился в 40 километрах от "Петра Великого".

Официальная заложена в итогах расследования Генпрокуратуры. Взорвалась учебная торпеда, которая находилась в торпедном аппарате и уже была готова к пуску. От взрыва мощностью в 300 килограммов в тротиловом эквиваленте погиб весь личный состав первого отсека. Крышка люка торпедного аппарата и хвостовая часть торпеды летели со скоростью 600-800 метров в секунду, буквально сминая все на своем пути. Через 136 секунд взорвались остальные торпеды. После этого от ударной волны и поступившей забортной воды погибли подводники носовых отсеков, вплоть до пятого-бис. Надо сказать, что если бы такой взрыв произошел на воздухе, то образовалась воронка размером как минимум с футбольное поле. Тут же ударная волна вместе с водой пошла внутрь лодки как поршень, который разрывал прочные переборки как бумагу.

После подъема все увидели внушительную дыру в районе четвертого отсека. Напрашивался вывод: вот оно - попадание торпеды. После экспертизы выяснилось, что никакого внешнего воздействия на корпус не было, а дыра - следствие мощнейшего взрыва, из-за которого прочный корпус буквально повело гармошкой. Именно из-за этой деформации не могли присосаться к аварийному люку 9-го отсека и наши спасательные аппараты с "Рудницкого" - они буквально качали море в море.

Что касается версии о том, что уцелевшие в 9-м отсеке подводники жили еще несколько суток и их можно было спасти, следствие и судмедэксперты дают однозначный ответ - не могли.

После взрыва в живых остались только 23 человека в кормовой части лодки. Их возглавил капитан-лейтенант Дмитрий Колесников. Вместе с другими уцелевшими офицерами он принял решение: остаться в не потерявшем герметичность 9-м отсеке и ждать помощи. "Шансов, похоже, нет. Процентов 10-20", - писал в темноте Дмитрий Колесников. Последняя запись датирована 15.15 12 августа, то есть спустя 4 часа поле взрыва. Почему они не вышли? Следователи говорят, что скорей всего не успели. В 9-м отсеке произошла еще одна трагичная случайность - из-за попадания воды взрывается регенерационная пластина, которая вырабатывает из углекислого газа кислород. Происходит это буквально в руках Колесникова, который погибает на месте. Как установили судмед эксперты, остальные моряки умирают спустя секунды от отравления угарным газом.

Да, были еще в уголовном деле вещи, которые не особо афишировались. Например, почему не всплыл аварийно-спасательный буй и "Курск" не смогли сразу найти? Оказалось, что ключ активации буя, который находится на одном из постов внутри лодки, был не то что не активирован - его даже не вставляли. Большую надежду следователи возлагали на вахтенные журналы и записи бортовых самописцев. Журналы нашли - но в них ни намека на аварию. Нашли так называемый черный ящик "Курска" - искореженный бортовой самописец "Снегирь". Эксперты сделали невозможное - восстановили пленки, пролежавшие год на глубине 100 метров. Последняя запись оказалась докладом об успешной стрельбе "Гранитом", а дальше на бобинах была записана музыка и голоса касаток, которые и крутились по внутрикорабельной трансляции, вместо того чтобы, как положено, писать все, переговоры и команды на лодке. Было выявлено и еще много мелких и более крупных нарушений, но все они по выводам следствия не имели отношения к катастрофе и никак на нее не повлияли. Поэтому экипаж никто обвинять не стал.

Так в чем же причина гибели, если американцы не виноваты, экипаж не виноват? Причина во взрыве практической 650-миллиметровой торпеды, а, точнее, резервуара окислителя. Почему следователи в этом уверены? Потому что были найдены фрагмент хвостовой части этой злополучной торпеды и развороченный резервуар окислителя, в котором и произошел первоначальный взрыв. В течение нескольких месяцев в институте криминалистики ФСБ проходила взрывотехническая экспертиза. Аналогичную торпеду сбрасывают с большой высоты на бетонные плиты, под ней разводят костер. Под резервуар окислителя закладывают несколько килограммов взрывчатки. Один и тот же результат - взрыва не происходит. Эксперты делают вывод, что воздействовать на резервуар снаружи невозможно - взрыв мог произойти только внутри.

Но на самый главный вопрос, в чем же все-таки первопричина взрыва, ни следователи, ни эксперты ответить не смогли. Эта тайна после взрыва 12 августа 2000 года так и останется неразгаданной на дне Баренцева моря.

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!