2010 год в России объявлен годом учителя. Появилась национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», призванная внедрить образовательные стандарты нового поколения, системы поиска и поддержки талантливых детей, моральных и материальных стимулов для учителей. Несомненно, запланированная модернизация образования потребует законодательных мер. Сегодня на наши вопросы отвечает председатель Государственной Думы Борис Грызлов.
- Борис Вячеславович, как Вы оцениваете нынешнее состояние образования в России?
- Сегодня многие им недовольны, но я бы не стал ругать ни наше образование, ни наших учителей. Считаю, что российская школа по-прежнему дает неплохое фундаментальное образование и мы должны сохранить все лучшее, что в ней есть.
Другое дело, в современной жизни, где велика роль состязательности, усвоения готовых школьных знаний оказывается недостаточно. Тем, кому предстоит развивать инновационную экономику, важно уметь мыслить, искать и находить нестандартные решения. В школе, однако, слишком часто основной упор делается на том, чтобы запомнить и заучить, а развитию творческих способностей, способности размышлять должного внимания не уделяется. Но думаю, с принятием новых образовательных стандартов многое изменится.
- А когда эти стандарты вступят в силу?
- Само требование о введении таких стандартов, о совершенствовании структуры государственного образовательного стандарта установлено Федеральным законом, принятым в 2007 году. Первоначально предполагалось перейти на новые стандарты с 1 сентября 2009 года. Но Министерство образования и науки к сроку не успело утвердить стандарты и программы обучения по ним, и он несколько раз продлевался. В соответствии с поправками, которые Государственная Дума приняла в июне, теперь на новые стандарты предстоит перейти с 1 января 2011 года. Надеюсь, что больше никаких переносов не потребуется.
Что касается школ, могу сказать, что уже утвержден стандарт начального общего образования, то есть до 4 класса. Стандарты основного общего и среднего образования пока, насколько мне известно, не утверждены.
- Инициированная Президентом программа «Наша новая школа» предусматривает строительство современных школьных зданий. Каким Вам видится здание новой школы?
- Удобным и безопасным, из экологически чистых материалов, не очень высоким, в два-три этажа. Там должно быть много воздуха и света. Обязательно должны быть спортзал и еще спортплощадка на улице, где можно поиграть в волейбол, погонять в футбол. И, конечно, должна быть современная библиотека с доступом к всемирной сети.
- Когда принимался закон о едином государственном экзамене, Вы высказывались в его поддержку. Ваше отношение к ЕГЭ не изменилось?
- Идею единого государственного экзамена поддерживаю. И хорошо, что это закреплено на уровне закона. ЕГЭ повышает шансы поступления в вуз, не говоря уже о том, что семьи выпускников из отдаленных регионов экономят деньги на проезд к месту сдачи экзамена. Я понимаю, мало поступить в вуз, надо еще до него добраться и потом где-то жить и что-то есть. Не каждый может себе это позволить, даже если количества набранных баллов хватит для поступления на бюджетное место. Нужны образовательные кредиты на приемлемых условиях, социальные стипендии. Общежития нужны. На строительство общежитий ежегодно выделяется порядка трех-четырех миллиардов бюджетных средств.
- В этом году 8 тысяч выпускников остались без аттестатов, потому что не сдали оба обязательных экзамена: и по русскому языку, и по математике. Как Вы думаете, почему так получилось?
- Возможно, во многом как раз потому, что экзамен стал более объективным. Проблема здесь не только в качестве преподавания: я далек от того, чтобы во всем обвинять учителей. Серьезная проблема – в отсутствии мотивации к учебе у многих сегодняшних школьников. Не надо пугать ребят единым госэкзаменом. Все, кто учится, старается, в состоянии этот экзамен сдать. Но невозможно научить того, кто учиться не желает. Повышение мотивации к учебе должно стать одной из ключевых задач государства, общества, школы.
- Но все-таки не стоит недооценивать роль учителя в процессе обучения…
- Разумеется, учителю принадлежит ключевая роль. Важно не только его знание предмета, но и его способность «заразить» ребят тем, что интересно ему самому. И не случайно благодарность своим учителям – это то чувство, которое остается с человеком на всю жизнь.
- Какие существенные изменения в законодательстве в сфере образования ждут нас в ближайшее время?
- Ожидается, что в осеннюю сессию в Государственную Думу поступит новый интегрированный закон об образовании, который будет содержать нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, начальное и среднее профессиональное, высшее, второе высшее и дополнительное образование. Над ним работает Министерство образования и науки. Как только проект поступит к нам, мы обязательно разошлем его в регионы. Обсуждение любых изменений в такой важной сфере, как образование, должно быть максимально открытым.
Председатель Государственной Думы Борис ГРЫЗЛОВ
Учителю принадлежит ключевая роль
На
Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!