Банк России намерен ввести новую технологию перевозки денег при инкассации: купюры будут транспортироваться в специальных защитных контейнерах, использование которых позволит инкассаторам отказаться от оружия, сообщил вчера первый зампред ЦБ Георгий Лунтовский. Соответствующий пилотный проект будет запущен на базе Сбербанка, который в ближайшие месяц-полтора приступит к внедрению новой технологии перевозки наличных. Контейнеры оснащены защитой от несанкционированного доступа: при попытке вскрыть такой контейнер происходит мини-взрыв, в результате которого 80% площади банкнот покрываются краской. Использовать или обменять такие деньги злоумышленники уже не смогут. "ЦБ будет принимать такие деньги только у банка-владельца. С улицы мы эти банкноты принимать не будем",— отметил господин Лунтовский. В пример он привел опыт Франции, где инкассаторы, перевозящие наличные деньги в защитных контейнерах, вообще не используют оружие и бронированный транспорт, а в случае нападения отдают контейнер грабителям. "Еще не было ни одного случая, чтобы эти деньги удалось достать невредимыми из контейнера",— отметил господин Лунтовский.
Как отмечает газета "Коммерсантъ", ЦБ в случае успеха эксперимента планирует распространить этот опыт и на "Росинкас" — государственную службу, являющуюся структурным подразделением ЦБ и занимающуюся транспортировкой ценностей и наличных денег.
В Сбербанке не раскрывают объемы, которые ежемесячно проходят через инкассаторов. Но известны данные о самом масштабном ограблении банка при инкассации: год назад инкассатор Сбербанка Александр Шурман украл 250 млн руб. По оценке главы департамента банковского аудита компании ФБК Алексея Терехова, масштабы перевозимых инкассаторами сумм можно представить по кассовым оборотам из оборотной ведомости Сбербанка (101-я форма банковской отчетности). У Сбербанка в апреле обороты по этому счету составляли 2,3 трлн руб.—"оценивая грубо, треть из этой суммы, то есть около 750 млрд руб., может составлять инкассация", прикидывает господин Терехов.
В Сбербанке не раскрывают свои затраты на содержание службы инкассаторов. Однако, по словам господина Тягая, главная статья в расходах на содержание не оружие, а специально оборудованный автотранспорт и фонд оплаты труда. "Одна машина, с учетом бронирования, GPS-оборудования, обходится от 2 млн руб., притом что через два-три года она амортизируется,— прикидывает он.— Экипаж состоит минимум из трех человек — это от 150 тыс. руб. затраты на их зарплаты ежемесячно". Именно поэтому банки предпочитают использовать инкассаторские службы на аутсорсинге: комиссия этих служб составляет сотые доли процентов от объема перевозимых ценностей и наличных денег. Так, у "Росинкаса", занимающего около 60% рынка перевозки наличных денег и ценностей, комиссия составляет от 0,05%. В среднем стоимость одной поездки броневика с вооруженным сопровождением по Москве обходится в $100-150, а в день таких поездок совершается несколько десятков, говорит начальник департамента финансовых рынков МДМ банка Сергей Тураев.
О внедрении подобной технологии думает и ВТБ 24, который сейчас привлекает сторонние инкассаторские службы. "Нам эти технологии интересны, и мы ведем переговоры с нашими партнерами об их использовании в наших перевозках",— подтверждает начальник управления кассовых операций операционного департамента
Инкассаторы Приморья могут лишиться оружия
А деньги будут перевозить в специальных контейнерах, вскрытие которых приводит к повреждению купюр
Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!