Кризис – не время сидеть с детьми

Карьерные перспективы женщин в России постоянно улучшаются, однако снисхождения ожидать не приходится

9:15, 5 марта 2010 Общество
257c2966012a8c5d23c1fe736df45d75.jpg

Карьерные перспективы женщин в России постоянно улучшаются, однако снисхождения ожидать не приходится

PricewaterhouseCoopers и «Ассоциация менеджеров» опросили 76 крупных российских и зарубежных компаний, и выяснили, что карьерные перспективы женщин в России постоянно улучшаются. И пусть по сравнению с аналогичным опросом 2009 г. их доля на руководящих постах увеличилась незначительно, главное – стабильность. В последние четыре года она росла постоянно.

Сейчас женщин среди руководителей почти 40%, тогда как всего сотрудников женского пола в этих компаниях около 44%.

В 95% опрошенных компаний нет никаких ограничений на прием на работу женщин. Но дискриминация проявляется в другом – в росте специализации по гендерному принципу. Если, например, доля женщин среди главных бухгалтеров выросла до 93% по сравнению с 75% двумя годами ранее, то доля женщин-директоров по производству за тот же период сократилась почти вдвое. За три года стало меньше и женщин-президентов компаний: было 9%, стало – 3% (хотя в прошлом году их в опрошенных компаниях не было вовсе; возможно, это связано с изменением состава выборки).

Как отмечает руководитель отдела маркетинга Kelly Services Жанна Волкова, на крупных промышленных предприятиях по-прежнему существуют явная дискриминация при приеме на работу. Они отказываются принимать на руководящие посты женщин , ссылаясь на специфику отрасли.

Растет доля компаний, где женский пол – повод для дискриминации в оплате труда. 79% респондентов говорят, что в их компаниях пол не влияет на вознаграждение, тогда как в 2008 году руководители разного пола получали одинаковую зарплату в 88% случаев.

Деловая среда традиционно была «мужской» из-за своей жесткости, отмечает исполнительный директор «Ассоциации менеджеров» Сергей Литовченко. Поэтому мужчины не только зарабатывают больше, но и карьерное развитие у них идет более динамично. Респонденты в десять раз чаще говорят, что в их компании женщины дольше задерживаются на одной должности, чем мужчины. Видимо, поэтому женщинам чаще, чем мужчинам, для карьерного роста необходимы исполнительность и адаптивность.

С другой стороны, компании не делают женщинам никакого снисхождения в работе. Специальных программ для них, в том числе для работающих матерей, нет в четверти крупных компаний. Самая популярная мера – гибкий рабочий график, его готовы предложить почти половина работодателей.

Кризис осложнил женщинам-руководителям семейную жизнь: резко снизилось число компаний, хоть как-то помогавших своим сотрудницам, решившим завести ребенка. Возможно, это связано с тем, что и декретные отпуска заметно сократились: вдвое больше стало женщин, уходящих в отпуск меньше чем на год. Кризис – не время сидеть с детьми, думают менеджеры.

Источник: slon.ru