14 февраля 2010 г. в свои права вступил 27-й Год белого Тигра по китайскому лунному земледельческому календарю
У этого года будет много общего с годом 1910-м: 47-м Годом белой Собаки. Общий цвет, общий символ (металл), общая планета (Венера) и, как следствие, собачьи морозы и белые сугробы после небывалых осадков.
Ночь очищения и пять дней визитов
Ровно 100 лет назад жители города нашенского встречали китайский Год белой Собаки — Гэнь гоу. Приехавший во Владивосток петербуржец так описывал свои впечатления:
«Начало февраля. В манзовских кварталах Владивостока большое смятение. В узких и кривых переулках, изрезывающих эту часть города, толпы народа. Уже довольно поздно, а между тем длиннокосые «сыны неба» — преимущественно рабочие, обитающие здесь, обыкновенно спящие уже в эту пору в глубине своих фанз, снуют взад и вперед.
Несколько китайцев неподвижно застыли на занесенных пургой деревянных крышах фанз. Ветер рвет и метет и грозит снести до основания сами хижины, а манзы все не слезают с качающихся под ударами ветра, скрипящих и стонущих крыш. Скрючившись, они продолжают оставаться наверху. Что они делают? Высматривают появление на небе первой (февральской) луны, открывающей собою Новый год по китайскому летоисчислению, знаменующей собою наступление чтимого сынами Небесной империи «белого месяца», одного из самых продолжительных праздников.
И вот на землю на миг проглянул тонкий серебристый серп, и из уст сотен манз вырвался единодушный крик — белый месяц появился! — покрывший собой вой уссурийской пурги.
В тот же миг улицы опустели, точно вымело всех. Манзы скрылись в жилищах, и угрюмые фанзы осветились огнями.
А внутри фанз все уже готово к торжественной встрече. Расставлены заж-женные свечи, бумажные фонари, курения, предназначенные в жертву богам. У богатых людей на почетном месте красуется горшок с национальным китайским цветком — красной лилией.
Ровно в 12 часов ночи обитатели фанз уже в сборе. Опрятные, свежевымытые — в них совсем не узнать тех замасленных, грязных, потрепанных манз, которых глаз привык ежедневно встречать на улицах города.
Двери фанз открываются настежь, чтобы облегчить доступ верховным существам, обитающим на небе. И когда, по предположениям верующих, духи приблизятся к их убогим лачугам, все обитатели фанз кидаются на колени к открытым дверям и долго вымаливают в таком положении прощение у духов земных и небесных.
Получив прощение, манзы поднимаются на ноги и, обернувшись к освещенному свечами столу, поклоняются домашним духам и своим умершим предкам. После этого начинается ужин.
Столы уставляются мелкими фаянсовыми чашечками, наполненными рыбой, морской капустой и, наконец, шедевром китайской кухни — трепангами. Ужин проходит в глубоком молчании. Отчасти это происходит в силу обычая, не дозволяющего в ночь покаяния никакой вольной беседы, отчасти в силу того, что манзы торопятся покончить с едой и лечь спать пораньше, стараясь сохранить силы на утро.
А с раннего утра в городе в торговых кварталах — ни души. Вся торговля в городе находится почти исключительно в руках китайцев, и потому неудивительно, что чествование ими своего национального праздника так заметно меняет физиономию русского, в сущности, города. Около полудня начинаются взаимные визиты китайцев.
В этих визитах проходят первые пять дней. Визит, проделанный позже этого срока, считается сильным оскорблением.
На улицах в эти дни очень людно.
Толпы манз в лучших одеждах, с надетыми на головах оригинальными шапками, сверкающими своими ярко-пурпурными верхами, важно выступают посреди улицы, направляясь большими группами к кому-нибудь из общих знакомых. В этих разряженных манзах, с чувством необыкновенного достоинства и с гордой осадкой торжественно шествующих под звуки китайского гонга, совсем не узнать вчерашних смиренных, приниженных кули, робко жавшихся к забору при встрече с вами».
«Наиболее сильное впечатление сохранилось у меня от празднования Китайского Нового года по лунному календарю, — вспоминал один из студентов Восточного института во Владивостоке. — Непременным правилом для каждого китайца является обязанность уплатить до Нового года долги — в противном случае должник не может спокойно праздновать. Этот обычай выполняется с особой тщательностью, причем, уплатив долги, китаец непременно спросит у своих кредиторов, полностью ли он отдал долг, все ли оплатил. При всех невзгодах и бедности китайцы строго соблюдают этот ритуал, заблаговременно готовятся к празднику».
Проводы демона бедности
14 февраля 2010 г. наступил 27-й Год белого Тигра — Гэнь ху. Белый Тигр является хранителем Запада. Белый цвет Тигра объясняется тем, что западная сторона света в Китае — это символ потустороннего мира или страны мертвых, а в этой стране, как известно, белый цвет — это цвет траура. Кстати, частота появления белых тигров в природе — одна особь на 10 тыс. с обычной окраской.
Почему именно 27-й год? По древнему китайскому календарю, главной планетой считается Юпитер — «глава» духов и демонов. За 12 лет этот «глава» совершает обход своих небесных владений, проходя через 12 самых главных созвездий. Это движение составляет цикл. На каждый цикл выпадает своя стихия, которых всего пять: земля, вода, огонь, дерево, металл. Таким образом, полный цикл прохождения Юпитера через 12 планет при всех стихиях — 60 лет.
27-му году Тигра будут соответствовать элемент металл, планета Венера. Кроме того, 2010 г. соответствуют следующие символы: осень, запад, цифра 9, печень, острый вкус и конопля.
Согласно китайским обычаям, на пятый день Нового года стоит провести обряд проводов демона бедности — бумажную фигурку человека вынести за ворота и сжечь.
Ночью дома стоит держать зажженную свечу, которая будет отпугивать Сюйхао — демона пустоты и убытка.
Если у россиян празднование Нового года длится одну ночь, то у китайцев торжества продолжаются с первого дня первой луны года до полнолуния, на которое приходится Праздник фонарей. Новый год, начавшись 14 февраля, закончится 27 февраля Праздником фонарей — Юань сяо. Фонари символизируют плодородие и единение живых и мертвых. Если само начало празднования Нового года — это камерный семейный тихий праздник, то его конец Юань сяо — это время карнавалов, гуляний, гаданий.
Непременным условием Нового года в Китае считается его празднование с родителями на родине. Поэтому перед Новым годом начинается массовая миграция. В течение новогодних праздников железные дороги в Китае перевозят более 2 млрд пассажиров, что является крупнейшей массовой миграцией людей в мире. Все стремятся домой, не смотря ни на что. Так, в прошлом году китайский рабочий, у которого украли все деньги, проделал пешком 34-дневный путь длиной в 800 километров, чтобы поздравить свою 70-летнюю мать с Новым годом по лунному календарю. Свой затянувшийся путь домой 30-летний сварщик, уроженец провинции Хэнань, начал за несколько дней до Китайского Нового года во Внутренней Монголии. На железнодорожной станции, где мужчина собирался купить билет домой, у него украли документы, мобильный телефон и все сбережения — $292.
Пострадавший обратился в полицию, и ему выписали билет до Пекина. Однако столичные ведомства помочь с билетом до дома не смогли, а ограничились лишь предоставлением пищи и места проживания.
Тогда рабочий решил отправиться домой пешком, собирая по дороге бутылки и сдавая их, чтобы заработать на пропитание. Шел рабочий ночью, а спал днем, так как единственное одеяло не согревало холодными зимними ночами.
Через 34 дня он прибыл в столицу провинции Хэнань. Полицейские, обнаружившие подозрительного неопрятного мужчину в стоптанных башмаках, купили ему билет и отправили до родного городка.
Будем надеяться, что этот год будет удачным именно для жителей Приморья и Владивостока, чьими символами являются гербы с изображением хотя и не белых, но тигров.
Китайский Новый год во Владивостоке. 100 лет назад
14 февраля 2010 г. в свои права вступил 27-й Год белого Тигра по китайскому лунному земледельческому календарю
Источник: "Конкурент"
Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!