Большой приток: только для крупных рыб

Всего на подготовку Владивостока к саммиту стран АТЭС отведено 284 млрд рублей, 202 из них выделено из федерального бюджета

15:50, 9 февраля 2010 Общество
2b578233148274b7ab3962d57e92d692.jpg

Всего на подготовку Владивостока к саммиту стран АТЭС отведено 284 млрд рублей, 202 из них выделено из федерального бюджета

В 2010 г. должно быть освоено порядка 70 млрд руб. Речь идет об объектах, строящихся непосредственно к саммиту. Общая же стоимость проектов, запланированных к реализации на территории Приморского края до 2025 г., выше в 10 раз. Нефте- и газопроводы, нефтеперерабатывающий, газохимический и завод СПГ, ТЭЦ, высоковольтные линии, скоростная железная дорога, крупнотоннажные верфи, игорная зона и проч. — все это вместе, более 50 проектов, стоит около 3 трлн руб. Но бОльшую часть в данном материале мы затрагивать не будем, попробуем проанализировать только 1/10 этой фантастической суммы, т.е. расходы строго на саммит.

При всем обилии информации на заданную тему некоторые вопросы остаются без ответов. Бюджетные суммы размыты по программам и подпрограммам, многое проходит как бы общим планом. Смешно сказать: в открытых источниках не удалось найти даже точную сметную стоимость самого символичного проекта — моста на о. Русский! По одним данным, вполне официальным, она составляет 35,5 млрд руб., по другим — 49 млрд руб. (сайт СК «Мост»). Другой пример. Еще в конце прошлого года сметная стоимость строительства Дальневосточного федерального университета оценивалась в 41,7 млрд руб. (опубликовано в официальном издании органов государственной власти Приморского края), а сегодня на сайте ФГУ «Дальневосточная дирекция Росстроя» указана другая сумма — 65 млрд руб.

Сомнения в достоверности оценки затрат возникают при взгляде почти на все саммитовские объекты. Однако громко говорить об этом сейчас в среде нашей деловой и административной элиты считается несколько неприличным.

Архитектор Валентин Аникеев, член Градостроительного совета Владивостока, видимо, в «элиту» не входит, поэтому и высказывается: «Сметную стоимость строительства никто не контролирует. И судя по всему, никому это не нужно. Потому что на саммите просто зарабатывают деньги. Взять строительство дороги «Поселок Новый — Де-Фриз — Седанка — Патрокл». Изначально цена строительства колебалась в районе 48 млрд руб. После передачи в краевую собственность стоимость понизилась до 29 млрд руб., из которых 8 млрд выделит краевой бюджет. Мы посчитали и выяснили, что себестоимость равняется 11 млрд.

Чтобы развивать территорию полуострова Саперный, на Русском необходимо было разработать проект планировки строительства дорог, канализации и тому подобное. Сделать это могли и наши специалисты за меньшие деньги. Но пригласили какую-то фирму, которая просто «нарисовала» на бумаге проект и освоила большие деньги. Спрашиваю заинтересованных лиц: зачем вы так делаете? Мне в ответ нагло улыбаются и практически в открытую говорят: так откаты легче получить».

КОММЕНТАРИЙ

Павел Минакир, директор Института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН: «На стадии строительства объектов развитие малого бизнеса даже не планируется и потому не стимулируется из-за дефицита времени, используются уже имеющиеся мощности в стране и за рубежом. В результате увеличенного после завершения строительства спроса на услуги возможно развитие малого бизнеса, возможно появление новых бизнесов на основе построенных комплексов. Но все зависит от институциональной среды, которая при этом будет создана. Если она останется на нынешнем уровне, то прорыва все равно не будет, хотя определенный уровень мультипликатора все-таки должен проявиться.

Нулевого «выхлопа» в экономике, как правило, не бывает. Саммит вполне может стать некоторым стимулом, хотя никакого экономического чуда произвести не в состоянии. Но для использования такого стимула нужно хотеть организовывать косвенные эффекты, с саммитом связанные. А это означает продолжать вкладывать и после саммита, использовать потенциальные возможности, быстро менять институциональную среду, загнать «под лавку» чиновников — любителей подгрести все под себя и усложнить жизнь другим с целью повысить административную ренту. Ну и много чего еще нужно делать! А надежды на автоматическое благоденствие имени саммита не имеют под собой никаких оснований».

Источник: Деловой еженедельник "Конкурент"