Кто-нибудь заметил, что у причалов Золотого Рога в теплое время года теперь можно увидеть рыбаков с удочками? И ведь ловится, ловится рыбешка (надеемся, пока не для еды и не для продажи), хотя еще несколько лет назад казалось, что в бухте жизни нет совсем.
Основания для пессимизма были: дно бухты завалено мусором, среди прочего преобладает шлак, которого тут огромное количество, пишет "Новая газета во Владивостоке". Собственно, пессимизм и остался бы, не возьмись доказать обратное члены клуба подводного поиска "Восток".
— Счастье Золотого Рога в том, что нет нефти. Та пленка на воде, что называют нефтью, не есть она, — говорит руководитель клуба Генрих Костин. — Наверное, можно было бы и шлак со дна бухты поднять, но это не под силу сейчас никому, поэтому мы на общественных (! — Ред.) началах доказываем, что вдохнуть жизнь в бухту все-таки можно.
Генрих Петрович Костин — старейший на Дальнем Востоке водолаз. Более пятидесяти лет он отдал этой трудной профессии, проведя под водой 17 тысяч часов. Он знает почти всю акваторию залива Петра Великого. Занимается подводной археологией и экологией. И подчеркивает: именно экологией — как наукой о взаимоотношениях всего живого, а не собиранием мусора с пляжей, что у нас почему-то тоже называется экологией, хотя это обычная санитарно-гигиеническая работа.
В его клубе всего десять человек, которые за три года на дне Золотого Рога на территории в 3,5 квадратного километра развели морских звезд, ежей, гребешок, капусту. Как они это делают?
— Днища судов, как вы знаете, обрастают ракушками и прочими мелкими морскими обитателями, образуя так называемую шубу, — рассказывает Генрих Костин. — Мы снимаем срез с этой шубы и укладываем его на подготовленное дно. На срезы — гребешок или звезды. Сотню положили — через три года тысячи нашли. Гребешки за это время вырастают до 3–4 сантиметров в диаметре. Звезды и другие донные обитатели хорошо приживаются в районе Чуркинской переправы. Они, извините, питаются фекальными выбросами с судов, и наши моряки дают им обильную "пищу". Только Генрих Петрович предупреждает: не вздумайте употреблять найденное и пойманное в Золотом Роге в пищу. Вот сделать, например, из гребешка сувенир — пожалуйста.
По мнению Костина, строительство моста через Золотой Рог уменьшило зеркало бухты на 20 процентов. Отсыпки под искусственный остров для пилона убили все живое, что ютилось у берега. Но построить мосты, считает он, надо обязательно: сила течения в зауженном месте увеличится, что ускорит обмен живым веществом в море. Таким образом, Золотой Рог станет генератором всего живого в заливе Петра Великого.
Костин ни у кого ничего не просит. Члены его клуба — люди не бедные, сами обеспечивают себя новейшего образца водолазным снаряжением. Ну, сходил как-то в краевую администрацию, рассказал, чем занимается, — судно, на котором водолазы выходят в море, подремонтировать бы… Там заверили в помощи, этим и закончилось. Генрих Петрович ни на кого не в обиде, старается быть объективным, говорит — в краевой администрации "еще так-сяк к общественникам относятся, в городской – хуже…"
— Восстановить шельф Золотого Рога и показать, каким он был полтора века назад, можно, — считает он.
Еще одна ипостась, едва ли не главная, клуба "Восток" — подводная археология. Вместе со своими учениками Костин обследовал почти всю прибрежную акваторию Приморья. Аквалангисты помогли обнаружить десятки затонувших кораблей и даже сделали уникальные исторические находки. Например, такие, что доказывают: тысячу лет назад у берегов современного Владивостока, у острова Русского, стоял морской флот чжурчжэней. И отсюда их корабли уходили в боевые походы.
Со дна залива подняты каменные якоря с явно просматриваемым желобками для канатов, которыми пользовались древние мореходы, чугунный якорь такой формы, которой нет в специальном справочнике, предметы из керамики, орудия труда… А видеосъемка дна Золотого Рога, сделанная членами клуба, на которой, например, хорошо видны некий курган (захоронение), обложенный камнями, и многое другое, хочется верить, ляжет в основу документального фильма.
Генрих Костин:
— Оригинальную отписку по поводу моего обращения в городскую думу я получил от депутата избирательного округа № 7 В. В. Глазунова. Он прямо пишет, что финансирование во Владивостоке очистных работ на прибрежной полосе не предусмотрено. А кроме города кто валит в прибрежную полосу мусор? Особенно сейчас, в снежную зиму?! Головотяпство здесь так велико, что вызывает откровенное сожаление. Посмотрите на обочины наших дорог, съезды и переулки вокруг Золотого Рога — снег пополам с горюче-смазочными материалами. Все это скоро будет в бухте и заливе. Мои обращения в администрацию края вылились в такое ответное письмо: "… Основанные на собственном опыте клуба работы в части улучшения экологии бухты Золотой Рог нас крайне заинтересовали …", "…Управление охраны окружающей среды Приморского края оказывало и впредь будет оказывать содействие в решении экологических проблем…"
Меня даже вызвали на административную комиссию края и там в переполохе спросили: "А искусственный риф, который вы сделали, мешать мореплаванию не будет?" И я ответил, что риф представляет собой систему из камня, который вместе с живностью доставлен из экологически чистых районов залива. И расположен он под пирсом.
Сейчас мы убедились, что сделанные нами работы отсрочили смерть живого на дне Золотого Рога лет на пятьдесят. Между собой мы с горечью констатируем, какие огромные возможности имеет наша одичавшая бюрократия и как невыразительна гражданская позиция наших чиновников. Если так будет продолжаться, то морскую звездочку нашему потомку покажут как легендарный объект донного обитания. Замечу: чтобы частично восстановить все то, что сегодня еще есть и чего не будет завтра, понадобится стоимость пяти мостов. В этом убедилась вся культурная Европа, когда начала фактически терять Балтийское море.
С одной стороны, то, что сделали члены нашего клуба, является безусловно крупной и уникальной работой по сохранению живого на морской акватории. С другой стороны, на регулярных громких форумах "Природа без границ", где я являюсь постоянным участником, проводятся такие фуршеты, что на эти деньги вполне можно было бы вернуть жизнь хотя бы на половину квадратного километра Золотого Рога.
Жизнь в бухте "Золотой Рог" способна восстановиться
Работы, сделанные членами клуба подводного поиска "Восток" , отсрочили смерть живого на дне Золотого Рога лет на пятьдесят
Источник: "Ежедневные Новости Владивостока"
Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!