Для тех, кто не очень в курсе последних нововведений в терминологии, уточним, о чём пойдёт речь. В русском языке данный термин возник из английской версии, причём написания его разнятся: ремейк, если следовать исконному написанию, или римейк, если исходить из произношения. Большее распространение получило первое написание, его и будем применять далее, во избежание путаницы. Данное определение означает, что происходит переделка уже вышедшего ранее произведения, то есть создаётся его новая версия. Несмотря на то, что в нашей культуре термин ремейк получил употребление, прежде всего, в сфере музыкальной индустрии, в английском языке это слово употребляется не только применительно к музыкальным хитам, но и к кинофильмам, спектаклям, мюзиклам. Как раз о ремейках в киноиндустрии мы и поговорим.
За основу для ремейка фильма берётся давно известная, популярная или не очень, картина, смотреть видео которой зрители могли и 5 лет, и 10, а иногда и полвека тому назад. Если взглянуть незаинтересованным взглядом, то смысл такой переделки непонятен. Сюжет уже известен, все изюминки его давно раскрыты и не вызывают удивления, так какой смысл создавать новое кино по мотивам старого? Ну, всё не так просто. Во-первых, часто ремейки снимаются для того, чтобы сэкономить на рекламе и «раскрутке» фильма, тогда за основу выбирают и без того популярную картину. Самый простой вариант: сделать из обожаемого зрителями сериала полноценный широкоформатный фильм для проката. «Секретные материалы» и «Секс в большом городе» использовали именно эту незатейливую тактику, и имели успех, который, вообще говоря, практически гарантирован изначально. Ещё один приём из этого же течения: преобразовать давно известный мультфильм или старый-старый, но всеми любимый фильм в блокбастер. Здесь мы вспомним «Симпсонов в кино», конечно.
Однако не всегда причина появления ремейков столь проста и меркантильна, и режиссёры используют её только в качестве лёгкого способа наживы. Можно очень удачно воссоздать прекрасную, но неудачно реализованную идею. Так, «Человек-волк», снятый в 1941 году, получил новую жизнь в ремейке с участием Бенисио Дель Торо, а «Двойная рокировка», произведённая изначально в Гонконге, преобразовалась в «Отступники» Мартина Скорсезе, и даже получила Оскара. Часто ремейк на основе голливудских разработок преображает малоизвестные восточные фильмы, добавляя в них новые возможности компьютерной обработки, ранее недоступные. Таким образом, режиссёры отыскивают в закромах кинематографа ныне совершенно бесплатное кино с гениальной идеей, и берутся за её новое воплощение. Это тоже своего рода экономия, но далеко не всегда с корыстной целью, часто режиссёром действительно двигает восхищение перед сюжетом и идеей оригинальной киноленты.
Выясняется, что станет ли явление ремейка способом донести до зрителя устаревшую картину в новом формате или отработанным способом зарабатывания денег на чужой гениальности, зависит, прежде всего, от самого исполнителя, режиссёра. Новый фильм либо так и останется коммерческой переделкой, либо позволит актуализировать тему, внести новое дыхание в подзабытые кинокартины.