Даты принятия Всемирной декларации прав человека и российской Конституции почти совпадают — 10 и 12 декабря соответственно. Положения декларации отражены в главе 2 российской Конституции. Но для граждан России Конституция остается скорее красивой книгой, символическим документом.
Через 16 лет после принятия, по данным ВЦИОМ, 81% опрошенных не читали Конституцию (из них 57% в курсе ее отдельных положений, а 24% не знают их вовсе), читали и изучали ее нормы всего 16%.
Важность тех или иных прописанных в основном законе прав менялась для граждан с течением времени. В 1994 г., по данным ВЦИОМ, самым важным правом были социальные гарантии (64%), за которыми следовали право на жизнь (63%), неприкосновенность жилища (55%) и право на хорошо оплачиваемую работу (49%). Свобода слова и передвижения оказались на 7-м и 10-м местах соответственно. Трудности 1990-х гг. и последующая стабилизация изменили иерархию прав. В 2007 г. социальные гарантии и работа (67% и 51%, по данным «Левада-центра») оказались важнее, чем право на жизнь (46%) и неприкосновенность жилища и частной жизни (38%). Кризис немного повысил ценность жизни и личной неприкосновенности в глазах россиян (58% и 45% в 2009 г. соответственно), но свобода слова и передвижения остались для большинства факультативными. Их считают важными 28% и 13% респондентов «Левада-центра».
Конституцию многие критиковали за перекос полномочий в пользу президента в ущерб позициям парламента. Тем не менее ее фундаментальные основы: верховенство закона, разделение властей и приоритет прав человека — давали надежду, что на новой базе удастся построить современное правовое государство, гарантирующее неприкосновенность личности, собственности и равенство граждан.
Но Конституция так и не стала законом прямого действия. Воспользовавшись безмолвным согласием большинства отдать часть свобод в обмен на хлеб и нехитрые зрелища, власть принялась медленно, но неуклонно размывать и изменять многие ее положения с помощью законов и подзаконных актов.
Право на свободные выборы никто не отменял, но число кампаний регионального и федерального уровня, в которых участвуют граждане, сократилось с пяти до трех: выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам и губернаторские выборы отменены. Кроме того, мы не можем проголосовать «против всех».
Сейчас многие хотели бы вернуть себе часть утраченного: по данным «Левада-центра», 63% опрошенных поддерживают возвращение выборов глав регионов (19% против), половина хотела бы вернуть депутатов-одномандатников. Однако это вряд ли удастся. Чтобы провести необходимый для поправок в законы референдум, инициаторы должны утвердить вопросы в Центризбиркоме, собрать группу в 4500 человек и 2 млн подписей в свою поддержку.
Закрепленную 29-й статьей Конституции свободу слова также формально не отменяли, но альтернативные точки зрения в отечественном телеэфире практически отсутствуют, а 51% опрошенных ВЦИОМ не знают, что в стране запрещена цензура. Законодательство об экстремизме активно используется для давления на СМИ. Уважение властей к праву собственности (35-я статья) ярко иллюстрируют показательные процессы по делу ЮКОСа и законы о порядке изъятия земли и домов у жителей олимпийского Сочи. К свободе собраний — запреты и разгоны милицией мирных митингов и шествий.
Несоответствие Конституции и других законов заметно и по растущему числу обращений в Конституционный суд и Европейский суд по правам человека. Конституционная гарантия судебной защиты прав и свобод в России также не всегда работает.
В 1993 г. российскую Конституцию многие сравнивали с французской образца 1958 г. В 2008 г. оба документа были исправлены. Французский парламент вернул себе право одобрять и отклонять кандидатуры более чем 700 высших госслужащих и санкционировать отправку войск за границу. Российская Госдума продлила полномочия себе и президенту.
81% россиян никогда не читали Конституцию
Из них 57% в курсе ее отдельных положений, а 24% не знают их вовсе
Источник: "Ведомости"
Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!