Одобрены положения Целевой модели рынка железнодорожных перевозок

7 декабря в Общественной палате РФ прошли публичные слушания по проекту Целевой модели рынка железнодорожных перевозок до 2015 года

13:20, 9 декабря 2009 Политика
Общественная палата РФ одобрила основные положения Целевой модели рынка железнодорожных перевозок.

Участники слушаний поддержали основные регуляторные решения по формированию рынка грузовых железнодорожных перевозок, предложенные в рамках Целевой модели, в том числе сохранение единого инфраструктурного комплекса общего пользования, невозможность выделения услуг локомотивной тяги как самостоятельного вида бизнеса, а также формирование и утверждение механизма "сетевого контракта".

7 декабря в Общественной палате РФ прошли публичные слушания по проекту Целевой модели рынка железнодорожных перевозок до 2015 года, разработанному "Российскими железными дорогами" и компанией Mc&Kinsey.

Анализ результатов работы железнодорожного транспорта за период реформирования показал позитивную динамику ключевых показателей, характеризующих эффективность, производительность, качество услуг в сфере грузовых перевозок. Это подтверждает правильность и эффективность проводимых реформ.
На слушаниях были представлены научно обоснованные оценки негативных последствий отделения инфраструктуры от перевозок, которые в условиях российских железных дорог приведут к более чем 30-процентному росту расходов и тарифной нагрузки на экономику. С учетом этого задача отделения инфраструктуры от грузовых перевозок как элемент реформирования отрасли признана нецелесообразной.

Развитие конкуренции перевозчиков в локальных сегментах и формирование института локальных перевозчиков с конкуренцией "за маршрут" были признаны целесообразными как способ поднять инвестиционную привлекательность отрасли при минимальных негативных последствиях для технологии грузовой работы. По озвученным оценкам, в случае реализации предложенной модели в ближайшие 5 лет до 5% общесетевого грузооборота могут быть обеспечены локальными перевозчиками. При этом многие участники дискуссии отметили, что "надежда на активность частного инвестора наивна" и необходимо консолидировать инструменты управления развитием отрасли у государства, создавать долгосрочную предсказуемую регуляторную среду для ОАО "РЖД" и частного бизнеса.

Участники слушаний пришли к общему мнению, что необходимо реформирование системы регулирования тарифов на грузовые перевозки, направленное на повышение качества услуг и экономической обоснованности тарифов, увеличение гибкости тарифной системы и дерегулирование перевозок по отдельным направлениям с межвидовой конкуренцией.

Комиссия Общественной палаты РФ по экономическому развитию и поддержке предпринимательства подготовит соответствующую резолюцию по итогам слушаний.
Напомним, что программа структурной реформы на железнодорожном транспорте будет завершена в 2010 году. Целевая модель будет определять дальнейшее развитие рынка железнодорожных грузовых перевозок.
В представленной Целевой модели выработана максимально устойчивая и инвестиционно-привлекательная модель развития частных грузовых перевозчиков, а также предложена модель, по которой может быть выстроена система взаимных требований и обязательств государства и ОАО "РЖД".

Основой долгосрочного регуляторного развития инфраструктуры предлагается сделать "сетевой контракт" - договор между государством и собственником инфраструктуры, который четко пропишет обязательства и возможности сторон.
Подобный механизм "сетевого контракта" между государством и владельцем инфраструктуры применяется в странах ЕС, например, в Германии и Великобритании.

В программе предлагается комплексное видение развития операторского рынка и обосновывается целесообразность создания нескольких крупных операторов с парком вагонов больше 200 тыс. единиц для обслуживания повагонных отправок в масштабах сети и оптимизации порожнего пробега вагонов.

Целевая модель представляет также приоритетные направления совершенствования системы грузовых тарифов, которые способны серьезно повысить эффективность и конкурентоспособность железнодорожного транспорта. Реформирование ценообразования позволит создать тарифные стимулы для улучшения качества услуг на железнодорожном транспорте, снизить затраты и увеличить объемы инвестиций.

Источник: Служба по связям с общественностью Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО "РЖД"