Какие специалисты понадобятся стране после кризиса?

Экономике нужны профессионалы нового поколения — способные работать с современной техникой

16:50, 30 ноября 2009 Общество
0e64c990c08bf8b1619c15d7bf9135d6.jpg

Экономике нужны профессионалы нового поколения — способные работать с современной техникой. Но многие предприятия, работающие по технологиям XXI века, уже сейчас предпочитают брать на работу выпускников колледжей, а не молодых специалистов с корочками вузов. Почему? Как стать полезным и где учиться, чтобы найти себя в современном мире, гарантированно иметь работу и неплохую зарплату? Об этом мы расспрашивали гостей «Круглого стола».

Участники «Круглого стола»:

Татьяна Михайловна Трофимова, руководитель отдела проектов в сфере профессионального образования Национального фонда подготовки кадров,

Алла Михайловна Петрова, директор Московского политехнического колледжа,

Юрий Дмитриевич Мироненко, директор Технологического колледжа № 14,

Игорь Сергеевич Павлов, директор колледжа предпринимательства № 11,

Александр Васильевич Густырь, директор Московского государственного колледжа информационных технологий,

Александр Борисович Милкус, редактор отдела образования «Комсомольской правды».

— Государство занялось опережающей подготовкой кадров для инновационной экономики страны. Как это происходит?

Татьяна Трофимова: — Будущее инновационной экономики связано с появлением принципиально новых кадров для предприятий.

Проблема опережающего обучения состоит из двух частей. С одной стороны, из-за экономического кризиса оно, прежде всего, должно решить проблему текущей занятости. В начале этого года все субъекты РФ разработали программы дополнительных мер по урегулированию ситуации на рынке труда. Эти программы помогают пройти дополнительную подготовку тем, кто находится под угрозой увольнения. На это государство зарезервировало 15,4 миллиарда рублей. То, что государство софинансирует расходы предприятий на опережающее обучение работников, стимулирует работодателей и образовательные учреждения находить общий язык и вырабатывать те направления подготовки, которые реально востребованы на рынке труда.

С другой стороны, экономика после кризиса будет существенно отличаться от экономики докризисной. Сейчас ставится задача технического перевооружения, перехода на новые технологии, сберегающие ресурсы, энергию. Значит, и специалисты нужны с новыми навыками и умениями. Поэтому программы обучения разрабатываются таким образом, чтобы выпускник владел перспективными знаниями, мог работать на самом современном оборудовании, осваивал навыки, обеспечивающие его профессиональную мобильность.

Жизнь диктует свои требования и к обучению тех, кто уже имеет профессию, то есть людей взрослых. Поскольку термин «опережающее обучение» уже устойчиво используется применительно к обучению лиц, находящихся под угрозой увольнения, обучение, заточенное под новые направления развития технологий, мы называем «опережающей переподготовкой». В результате такой переподготовки предприятия должны получить рабочих и специалистов, обладающих новыми или дополнительными квалификациями, отвечающими потребностям экономики.

Одним словом, опережающая переподготовка ориентирована на будущее. Основные шаги в ее формировании связаны с грамотным прогнозированием потребностей экономики в кадрах. Но не только с этим. Нужна модернизация всей системы профессионального образования, чтобы она соответствовала требованиям и сегодняшнего, и завтрашнего рынка труда.

— На поддержку колледжей и техникумов выделяют средства из федерального бюджета. На что идут эти деньги?

Татьяна Трофимова: — Всего за три года в нацпроекте «Образование» приняли участие 341 учреждение начального и среднего профобразования в 64 субъектах РФ. На осуществление их программ развития затрачено около 9 млрд. рублей из федерального бюджета, почти 10 млрд. вложили регионы и предприятия — социальные партнеры. Мы посчитали и получилось, что в прошлом году на один рубль федеральных средств приходился один рубль двадцать пять копеек софинансирования.

Эти деньги идут на разработку новых программ, приобретение оборудования, повышение квалификации преподавателей, внедрение информационных технологий.

В частности, к концу 2009 года участниками нацпроекта будет подготовлено 982 новых учебных плана и 2580 рабочих программ подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. Они разрабатываются при участии представителей бизнеса и согласовываются с будущими работодателями.

Ежегодно победители нацпроекта открывают новые для себя направления подготовки. Так, 162 образовательных учреждения, участвующие в нацпроекте в 2009 году, откроют подготовку по 888 новым для себя специальностям. По ним к концу года будут обучаться 31 236 студентов.

— А как понять, какие специалисты понадобятся экономике через три года или через пять лет?

Татьяна Трофимова: — Как правило, новые специальности открываются на основе исследований рынка труда, перспектив экономического развития территорий с учетом инновационных прорывов.

Юрий Мироненко: — Учебное заведение само заинтересовано в том, чтобы понимать, какой будет экономика через 10, 15, 20 лет. Мы в отличие от работодателя иногда видим даже дальше. И при этом находимся в тесном контакте с социальными партнерами, а это крупные федерации, которые объединяют то или иное направление рынка.

Мы в училище сами разработали четыре образовательных стандарта. В далеком 90-м году, когда еще не было понятия дизайна, мы предложили создать специальность «дизайнер», понимая, что такие специалисты понадобятся. Специальность была сразу заложена на современном уровне — 70 процентов времени отведено практике, а 30 процентов — теории, основанной на международном опыте. Мы сразу подключили союз дизайнеров, наших мэтров моды, и доказали, что именно такая структура подготовки специалистов перспективна.

Инициатива исходила от нас. Модное сообщество говорило, что нужен не модельер-конструктор или технолог, а что-то новое. В частности, Зайцев, Юдашкин, другие Дома мод считали, что «художник и творец — я здесь один». Но мы понимали, что нужен комбинированный специалист, у которого есть собственные идеи, которые он может сам воплотить в жизнь от начала и до конца. Мы создали дизайнера. Этот специалист — не только художник, технолог, конструктор. Он знает весь технологический цикл. Если нужно, может и за швейную машину сесть. Сейчас конкурс на эту специальность доходит до 10 человек на место. За выпускниками — очередь.

Сейчас мы работаем над стандартом «Ресторанный бизнес, ресторатор». Этот специалист будет и поваром, и технологом. Ресторану нужен мультиспециалист, который может и приготовить любое блюдо, а может выйти в зал, обслужить гостей, представить свое блюдо. Узкие спецы — вчерашний день. Если это рекламист, он должен уметь все, что связано с рекламой: и фотографировать, и снимать профессиональное видео, и работать с компьютером. За такими профессионалами будущее.

Алла Петрова: — В технологическом колледже № 14 образовательные программы привлекательны для молодежи. У нас же специальности «тяжелые» — тяжелое машиностроение, металлообработка, литейное производство, электрооборудование, автоматизация. Чтобы привлечь молодежь на «литейное производство черных и цветных металлов», мы ввели направление художественное литье. Такие специалисты пользуются спросом.

Ясно, что грядет техническое перевооружение производства. Когда работодатели видят в нашем ресурсном центре современную материальную базу, то приходят в восторг. Например, гибкая автоматизированная линия, которая установлена у нас, есть только в нашем учебном заведении, в Политехническом колледже № 20 и в МВТУ им. Баумана. Она позволяет моделировать не только сам технологический процесс, но и все производство. С ее помощью идет отработка коммуникативных, управленческих, менеджерских функций на оборудовании, которое имитирует производственный цех. Такая техника позволила нам открыть новую специальность — «операционная логистика».

Мы работаем на опережение: за 2008 и 2009 годы разработали 17 образовательных стандартов нового поколения.

Игорь Павлов: — Проблема в том, что вузы сегодня очень активно осуществляют экспансию системы профессионального образования. Кое-где в регионах училища, техникумы просто присоединяют к вузам, превращают их в отдельный факультет. А это неправильно. Система профобразования должна существовать отдельно, и программы должны быть ориентированными на практику. Тогда работодатель пойдет на сотрудничество.

Александр Милкус: — В августе некоторые вузы не набрали студентов даже на бюджетные отделения. Не идут к ним ребята — слишком уж низкое качество подготовки, да и перспективы получить хорошую работу с такой корочкой почти нет. Я знаю, что есть идея понизить статус таких вузов, превратив их в колледжи. По-моему, совсем неправильный подход. Не факт, что слабый вуз сможет готовить сильных специалистов в рамках среднего профобразования. Для этого и материальная база нужна продвинутая, и преподавательские традиции. А где их взять? Проще такие вузы просто закрыть.

— В Европе и в США корпорации очень серьезно вкладываются в подготовку специалистов для себя. А как у нас?

Игорь Павлов: — На сегодня и в России чаще задумываются о подготовке кадров компании западные, работающие на нашем рынке. Например, у меня по специальности «огранка алмазов» два партнера — Гохран и Транснациональная корпорация KGK Group. По товароведению — корпорация «МЕТРО». По компьютерам — Apple, который передает нам бесплатно лицензионные программы, создает авторизированный центр. Они понимают значение опережающего профессионального образования как полигона отработки новых технологий. В идеале все инновационное оборудование сначала должно устанавливаться в учебном центре. На нем готовится костяк персонала, который дальше будет работать на нем на фирме. Вот нормальная логика.

Но для того чтобы колледжи развивались активнее, есть смысл в том, чтобы их соучредителями вместе с региональными властями стали те сами корпорации-партнеры, для которых и готовят кадры. Для этого учебные заведения должны получить статус автономных учреждений.

Юрий Мироненко: — Мы сотрудничаем с работодателями напрямую. Нам легче открыть новую специальность и готовить действительно нужных специалистов. Если у работодателей есть потребность, они обращаются к нам, в Департамент образования Москвы, в Минобрнауки. Создается рабочая группа, которая моделирует, какие знания и навыки нужны, чтобы подготовить полноценного профессионала.

Сейчас развиваются ресурсные центры, обеспеченные новейшим оборудованием. В Москве, например, 33 учебных заведения стали такими центрами. Здесь обучаются и свои собственные студенты, и ребята из других учебных заведений.

Эти же ресурсные центры позволяют работодателям на нашей базе проводить обучение своих сотрудников. Так что реализовывать образовательные программы можно различными путями.

— А на каких условиях в колледжах ведется подготовка взрослых — людей, уже когда-то получивших образование, но по другой специальности?

Александр Густырь: — Один из смыслов инновационной образовательной программы — это подготовка и переподготовка взрослых. Сейчас в рамках нацпроекта у нас в колледже создается многопрофильный ресурсный центр. По сути дела, это центр дистанционного обучения. Программы, специальности, которые будут реализованы в этом центре, построены по модульному принципу. Хочешь — учись несколько дней, хочешь — несколько недель или месяцев. Все зависит от того, какая подготовка нужна, каких знаний не хватает. Каждый модуль может стать основой для курса подготовки и переподготовки взрослых, повышения их квалификации.

Татьяна Трофимова: — Сейчас общественным заказом стала организация переподготовки взрослого населения. Активно включились в эту работу учреждения профобразования. Из 162 участников нацпроекта «Образование» этого года в ста эта работа ведется активно. Фактически они стали центрами непрерывного образования, ориентированными именно на взрослое население. Это несколько другая категория обучающихся. Это люди, которые имеют опыт, знания, свой взгляд на вещи. И с ними работать нужно по-другому, а не так, как со студентами, которые только пришли из школы. Они требуют других технологий и другого уровня разговора в процессе обучения. Фактически это новая задача для учреждений профобразования.

Игорь Павлов: — У нас в колледже из 3 тысяч обучающихся полторы тысячи — взрослые. Но существует проблема. Чтобы получить контракт на переобучение взрослых, нужно выиграть тендер. И тут мы в конкурсе на равных конкурируем с Академией имени Плеханова или с Высшей школой экономики. И не всегда выигрываем. Мы вынуждены доказывать, что по качеству образования, по многим параметрам можем конкурировать с высшей школой.

Сейчас в Москве действует программа «Рабочие кадры». Поставлена задача, чтобы колледжи все больше занимались обучением взрослого населения. Но и молодежи мы должны давать профессиональное образование, социальную функцию осуществлять. А взрослое население должно обучаться на протяжении всей жизни. Вот обе эти задачи мы должны выполнять.

Юрий Мироненко: — Сегодня проблемы с трудоустройством выпускников колледжей нет. Студенты второго, третьего курсов уже сотрудничают с работодателям. Например, дизайнеры. Они учатся пять лет, как в высшей школе. Но уже с третьего курса они работают в тесном контакте со своими будущими партнерами. Они знают, куда пойдут, получив диплом.

Источник: "Комсомольская правда"

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!