Проект новой военной доктрины, в которой уточнены положения о нанесении по агрессору ядерного удара, в том числе и упреждающего, готов, заявил в интервью «Российской газете» секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев.
Новая доктрина, как ожидается, до конца года будет представлена президенту России.
«В аппарате Совета безопасности создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители федеральных органов власти, Государственной Думы, Совета Федерации, аппаратов полпредов президента в федеральных округах, Российской академии наук, Академии военных наук, научных и общественных организаций. Проект готов. Он уже обсуждался в ходе выездных совещаний во всех федеральных округах. Поступили очень дельные предложения руководителей регионов, которые мы анализируем и учитываем», — сказал Патрушев.
По его словам, в истории современной России это будет третий вариант доктрины. Прежде были документы, датированные 1993-м, а затем 2000 годом — «по нему мы и живем ныне».
«Но жизнь не стоит на месте. К примеру, если в 1993 году исходили из того, что военные конфликты исключены, то дальнейшее развитие обстановки в мире показало — они возможны, и даже крупномасштабные», — подчеркнул Патрушев.
В новой доктрине, в частности, изложена позиция о возможности применения Россией ядерного оружия при отражении агрессии с применением обычных средств поражения в крупномасштабной войне.
Вместе с тем, отметил Патрушев, за последнее десятилетие в России сформирована и действует надежная система предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности.
«Следует заметить, что в новом документе сохранены важные положения действующей военной доктрины, которые не утратили своей актуальности. В то же время отражены такие новые военные опасности, как борьба за топливно-энергетические и другие ресурсы с привлечением Вооруженных сил, расширение НАТО, распространение оружия массового поражения, в том числе ядерного оружия, международный терроризм», — сказал Патрушев.
Он отметил, что введены новые подразделы по вопросам военного планирования и оснащения Вооруженных сил и других войск вооружением и военной техникой.
По словам Патрушева, в военной доктрине определено, что Россия считает своей важнейшей задачей предотвращение и сдерживание от развязывания любых военных конфликтов.
«В то же время подчеркивается, что Россия считает правомерным применение войск для отражения агрессии против нее или ее союзников, поддержания или восстановления мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности», — отметил секретарь Совета Безопасности РФ.
Патрушев также сообщил, что приоритетным направлением в доктрине также определено совершенствование оборонно-промышленного комплекса.
«Оснащение Вооруженных сил и других войск современными вооружением, военной и специальной техникой является материальной основой их боевой мощи. Полнообъемное функционирование предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса не только позволит решать оборонные задачи, но и несет серьезную социальную функцию, позволяя повышать уровень жизни населения, прежде всего в российских регионах», — сказал он.
Относительно применения ядерного оружия, в целом положения проекта военной доктрины по проблемам ядерного оружия сформулированы в духе сохранения за Россией статуса ядерной державы, способной осуществить ядерное сдерживание потенциальных противников от развязывания агрессии против нее и ее союзников, отметил Патрушев.
«Предусматривается возможность применения ядерного оружия в зависимости от условий обстановки и намерений вероятного противника. В критических для национальной безопасности ситуациях не исключается нанесение по агрессору ядерного удара, в том числе и упреждающего», — сказал он.
«Мы подтверждаем, что готовы двигаться дальше, стремясь к идее безъядерного мира. Однако для этого надо, чтобы не только Россия и США отказались от ядерного оружия, но их примеру последовали и другие страны-участники “ядерного клуба”, пока занимающие выжидательную позицию», — заявил Патрушев.
При этом он отметил, что, как и принятые в октябре поправки к Закону «Об обороне», предусматривающие оперативное использование Вооруженных сил России за пределами территории страны, так и новый проект редакции военной доктрины полностью соответствуют нормам международного права и опираются на Устав ООН.
«Противостояние держав давно позади, однако, не меняя прежнюю архитектуру, уже невозможно гарантировать международную безопасность. Необходимо четко зафиксировать в юридических рамках уже имеющиеся политические обещания и заверения. При этом не все европейские страны входят в НАТО, хотя и расположены географически на севере Атлантики, поэтому их интересы также должны учитываться», — подчеркнул Патрушев.