- Что делать с ценами на нефтепродукты, которые в России вновь поползли вверх? Федеральная антимонопольная служба пытается их обуздать штрафами, выписываемыми нефтяным компаниям. Те по мере сил отбиваются от наседающих антимонопольщик. При этом все дружно осваивают эпистолярный жанр в попытках выработать единый подход к образованию цен на топливо. И у каждого своя правда, пока.
Нефтяные компании готовят для Федеральной антимонопольной службы (ФАС) материал, в котором представят свое видение рыночных трендов, влияющих на ценообразование нефтепродуктов, сообщил глава "Газпром нефти" Александр Дюков в интервью журналу "Газпром".
"Мы ведем эту работу совместно с "ЛУКОЙЛом", в ней активно участвуют ТНК-BP и "Роснефть". И в Минэнерго, опираясь в том числе на консультации с нефтекомпаниями, разрабатывают общие, понятные, прозрачные индикаторы ценообразования", - добавил он.
"Вопрос с ФАС непростой. Антимонопольная служба выступает с официальной позиции борца за права граждан России, которые якобы нарушают нефтяные компании, устанавливая такие цены на нефтепродукты, какие им заблагорассудится, и при этом постоянно вступая в картельные сговоры между собой. Но с экономической точки зрения ФАС аргументирует свою позицию достаточно расплывчато. И это, в общем-то, не вина антимонопольщиков, ведь и они, и нефтяные компании - всего лишь заложники ситуации игры без общепринятых правил", - добавил А.Дюков.
Он подчеркнул, что в настоящий момент единой позиции и подходов в оценке ценообразования на рынке нефтепродуктов не существует. Определение монопольного положения, монопольно высоких цен, ценового сговора, их трактовки, а также правила игры представителям нефтяных компаний непонятны. Компании ориентируются при ценообразовании на мониторинг цен независимыми информационными агентствами. Данные индикаторы антимонопольной службой не принимаются, но при этом и государство четкими критериями оценки процессов ценообразования не располагает. При том подходе, которого придерживается ФАС, любую цену на нефтепродукты можно признать неадекватной и нарушающей закон, считает А.Дюков.
Как сообщалось, в конце 2008 года ФАС обвинила "Газпром нефть", ТНК-BP , "Роснефть" и "ЛУКОЙЛ" в злоупотреблении доминирующим положением на рынке нефтепродуктов и вынесла компаниям штрафы в размере 1-1,5 млрд рублей. Нефтяники оспаривают эти решения ведомства в судах.
Летом 2009 года в рамках второй серии дел в отношении этих же нефтяных компаний ФАС оштрафовала ТНК-BP и "Газпром нефть" на 4,197 млрд рублей и 4,675 млрд рублей соответственно, штраф для Роснефти составил 5,28 млрд рублей (компании намерены оспорить решение ведомства в суде). Дело ФАС против "ЛУКОЙЛа" будет рассмотрено 5 ноября.
В октябре ФАС направила нефтяным компаниям ("Роснефть" , "ЛУКОЙЛ" , ТНК-BP , "Газпром нефть", "Сургутнефтегаз", НК "Альянс" и "Татнефть" письма с требованием предоставить объяснения по факту поддержания и неснижения цен оптовой реализации нефтепродуктов в августе-сентябре 2009 года. Ведомство также требовало сообщить о мерах, предпринимаемых компаниями для приведения цен к рыночному уровню.
Как сообщалось, второй пакет антимонопольных законов, вступивший в силу 23 августа, устанавливает уголовную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, а также позволяет привлекать к ответственности государственных и муниципальных служащих.
Федеральная антимонопольная служба еще в сентябре объявила, что решила написать для нефтяников руководство по игре на бензиновом рынке. Как сообщал "Интерфаксу" заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин, рабочая группа в течение осени может разработать четкие механизмы установления цен на нефтепродукты. По его словам, нефтяные компаний представили ряд предложений, среди которых, в частности, проведение биржевых торгов, формирование долгосрочных контрактных отношений, предусматривающих "формулу цены".
И у ведомства пока нет планов возбуждать третью волну расследований против нефтяных компаний. "У нас пока нет такого плана", - заявлял глава службы Игорь Артемьев.
При этом ФАС пока не планирует выдавать крупнейшим нефтяным компаниям (НК) предписания увеличивать объемы торговли нефтепродуктами на бирже. Между тем, в августе ФАС объявляла, что после введения второго антимонопольного пакета сможет обязать монополистов продавать часть топлива на бирже для обеспечения более прозрачного механизма ценообразования. Но, как отмечал глава ФАС, "пока не будем выдавать предписания реализовывать какой-то процент (от объема продаж нефтепродуктов) на бирже, объясняя это тем, что на сегодня не существует четких правил организации биржевой торговли. "Если нет правил, то выход монополиста на биржу приведет только к росту цен", - считает И.Артемьев.
Ранее, говоря о возможных объемах торгов нефтепродуктами, ФАС высказывалась за то, чтобы НК продавали на бирже до 15% общего объема реализации. ФАС не отказывается от этой идеи, но, по мнению И.Артемьева, сейчас обязание НК в отношении торгов нефтепродуктов преждевременно: "Не хотим вводить это в действие без обсуждения".