Влияние финансового кризиса на жизни простых людей оказалось не только негативным.
Мировая экономика в последнее время демонстрирует все больше признаков восстановления. И все-таки год, прожитый в условиях финансового кризиса, наложил отпечаток не только на финансовую сторону нашей жизни. Каждому четвертому участнику опроса, проведенного компанией Synovate, финансовые неурядицы помогли пересмотреть свои жизненные приоритеты. Так что они могут, не покривив душой, сказать кризису спасибо.
Опрос был проведен в августе - через год после того, как финансовый кризис вошел в свою острую стадию. В исследовании приняли участие 11,4 тыс. респондентов из 16 стран мира: Австралии, Бразилии, Канады, Дании, Франции, Гонконга, Индии, Малайзии, Новой Зеландии, России, Сербии, ЮАР , Испании, Тайваня, Великобритании и США.
Конечно, с начала кризиса в жизни людей изменилось многое. Например, 37% жителей Новой Зеландии, 35% наших соотечественников и 32% испанцев отложили до лучших времен отдых за границей. 15% всех респондентов решили повременить с покупкой автомобиля или же были вынуждены довольствовались более дешевой моделью. Экономить стали на покупке недвижимости (10%), а также бытовой техники и электроники (23%).
Финансовые проблемы внесли коррективы и в личную жизнь жителей Земли. Так, 4% участников опроса были вынуждены отложить свадьбу или урезать расходы на нее (в России и на Тайване таких было 7%, а в Бразилии - 12%).
Каждый десятый житель нашей страны решил во времена экономических передряг повременить с рождением ребенка. Такое же решение приняли 13% бразильцев, 12% жителей Южной Африки, 10% испанцев и 6% респондентов в целом.
Впрочем четверть участников опроса признались: кризису они рады. Ведь он помог им пересмотреть свои приоритеты. В Малайзии благодарны кризису и вовсе 80% участников опроса. По словам управляющего директора Synovate в Малайзии Стива Мерфи, рецессия укрепила моральные принципы малазийцев, и они стали больше ценить, то, что имеют.
При этом в целом 55% респондентов изменили свое отношение к важности сбережения денег, а 47% участников опроса с нетерпением ждут, когда ограничивать себя в тратах не придется.
Несмотря на то, что россияне довольно часто признаются в том, что кризис заставил их сократить расходы на те или иные нужды, тратить деньги они готовы с улыбкой на лице. Так, 30% наших соотечественников признались: если бы у них неожиданно появились $1000, они бы спустили их на "что-нибудь веселое". В целом же по миру таких весельчаков оказалось 15%. Кроме того, 28% положили бы эту сумму на счет в банке, а по 17% респондентов купили бы товары первой необходимости и расплатились бы по долгам.