Глава Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов предложил судить наркозависимых отдельно от обычных граждан.
По его задумке, судьбу каждого преступника-наркомана должны решать спецколлегии. Они разберутся, что лучше для каждого конкретного «наркоподсудимого»: колония или лечебное спецучреждение. Отметим, что совсем недавно Госдума ужесточила наказание для пьяных водителей, по чьей вине пострадали люди. А в случае с наркосудами эксперты опасаются, что они станут лазейкой, помогающей торговцам зельем уходить от ответственности.
Директор ФСКН Виктор Иванов провел вчера брифинг, на котором выступил за создание профильных наркосудов. При судах общей юрисдикции он предложил создать коллегии, которые будут рассматривать уголовные дела о преступлениях, совершенных наркоманами. Г-н Иванов привел в пример практику США, где наркосуды предоставляют больному наркоманией, совершившему преступление небольшой тяжести, выбор между уголовным наказанием и лечением в специализированном учреждении. Лечение будут сопровождать внезапные визиты медиков для проведения наркологических тестов, уточнили в ФСКН. Если тест покажет, что больной снова взялся за наркотики, то он окажется на скамье подсудимых. При этом выбрать меру наказания — тюрьма или больница — оступившиеся смогут лишь раз.
Главный наркополицейский считает, что нововведение не потребует создания отдельной ветви судебной системы. Понадобится лишь ввести в состав участников процесса врача-нарколога, ответственного за дальнейший ход лечения наркомана, и встроить систему наркосудов в действующее законодательство, объяснил он. Год назад руководство ФСКН предлагало создать в России специальные суды для наркозависимых. Наркоманами должны заниматься медики, а не пенитенциарная система, аргументировали тогда идею. Но поддержки наркополицейские ни среди депутатов, ни среди правозащитников не нашли.
«Большинство наркоторговцев сами сидят на игле, — утверждает руководитель московского фонда «Город без наркотиков» Иван Федорей. — И что получится? Поймают такого продавца заразой, а в суде его признают обычным наркоманом и отправят не на восемь лет в колонию, а на полугодичное лечение. Ведь и обычный наркоман, запасшийся для себя 2,5 г героина, и таджик-барыга с полкило наркотика, предназначенного для продажи, для суда равны. У обоих — «особо крупный размер».